Они тоже разговаривают (язык обезьян)


Н. Пожарицкая


   Честно говоря, мне стало не очень-то по себе, когда за моей спиной, звякнув, впервые захлопнулась дверь вольеры. Остаться один на один с шестью десятками обезьян – сомнительное удовольствие. Особенно когда не знаешь, как они на это посмотрят. Но сухумские гамадрилы, видно, и не такое видывали. И потому, не обратив никакого внимания ни на меня, ни на мои фотоаппараты, продолжали заниматься своими делами. Я осмотрелась. Слева, в тени скалы, две обезьяны старательно "обыскивали" вожака. Напротив, прямо на солнцепёке, клевала носом старая гамадрилиха. Пронеслась стайка гамадрилят-подростков. Верхом на мамаше проехал малыш. Лукавые глазёнки, вздёрнутый нос – ни дать ни взять Буратино. "Буратино" скосил в мою сторону бусины глаз, сплюнул шелуху от семечек и, задрав нос, спокойно уехал. Ну, что ж, если все спокойны, отчего мне волноваться? И я принялась за работу. Моя задача – изучать язык обезьян, наблюдать за тем, как они общаются между собой.
   ...Прошёл час, другой. Жарко пекло сухумское солнце. Журчала под краном струйка воды. Разомлевшие обезьяны ушли в тень, утратив всякое желание общаться друг с другом. И я совсем уже было решила, что день прошёл впустую, как вдруг чья-то серая волосатая рука легла мне на плечо. Я скосила глаза. Зеленовато-бурая гамадрилиха, зайдя с тыла, изготовилась прыгнуть мне на плечи. Судя по всему, её интересовали мои тёмные очки.
   "Главное, избегайте резких движений. И не смотрите на обезьян пристально. Они этого не любят", – вспомнила я напутствие одного из сотрудников, сопровождавших меня к стаду. Хорошенькое дело! Она сейчас вскочит мне на плечи, потом ещё что-нибудь придумает, а я – "избегайте резких движений". Серая обезьянья лапа потянулась к очкам. Я пошевелилась. Обезьяна отскочила в сторону, ударила по земле лапой и вытаращила на меня глаза. Я замерла. Обезьяна зашла с другого бока, снова ударила лапой по земле и, вздёрнув брови, опять вытаращила глаза. По-моему, она пугала меня. И тогда я не выдержала, сорвала очки и тоже вытаращила на неё глаза. Обезьяна пронзительно взвизгнула, оглянулась на мигом вскочившего вожака и кивнула головой в мою сторону. Вожак взъерошил гриву, ударил лапой оземь и рванулся ко мне. Так мне был преподан первый урок гамадрильего языка.
   Павианы гамадрилы могут общаться друг с другом тремя способами – звуками, жестами и взглядами. Два десятка звуков, несколько выразительных взглядов и жестов – этого достаточно, чтобы объясняться с сородичами на любую тему.
   Попала обезьяна в беду. Стоит ей издать совершенно особый возглас, что-то вроде "Гоу!" – и всё стадо откликнется на этот призыв. Сигнал, который издаёт вожак при виде опасности, совсем иной. Но и его смысл понятен всем соплеменникам: "Внимание! Опасность!" Выяснили, что подобные сигналы сообщают не только о самом факте опасности, но и о том, что это за опасность, какой именно враг угрожает стаду и даже насколько близка опасность. Совсем иные звуки – более тихие, более ритмичные и нежные – используют гамадрилы, когда им нужно установить дружеские отношения с сородичами. Налаживание дружбы у этих обезьян – целый ритуал. Захочет, например, какая-нибудь гамадрилиха продемонстрировать свою дружбу приятельнице, подойдет к ней, прошелестит языком что-то вроде "лам-лам-лам-лам" и, если услышит в ответ то же самое, начинает обыскивать подругу. И не думайте, что она выискивает в её шерсти насекомых. Нет. Обыскивание – это элемент гамадрильего языка, жест, означающий дружеское расположение.
   Такие чёткие отношения между обезьянами совершенно необходимы в стаде. Ведь гамадрилам всё приходится делать сообща: вместе кормиться, вместе ходить на водопой, вместе отбиваться от врагов. И чтобы ничем не нарушать эти совместные действия, обезьяны должны отлично понимать друг друга и строго выполнять правила поведения, принятые в стаде.

   В Древнем Египте павианы почитались как священные животные. Стены храмов и гробниц украшались их изображениями. И полагают, что они послужили прообразом знаменитых египетских сфинксов.

   Первое и самое главное правило – послушание и подчинение любому, кто старше и сильнее тебя. И в первую очередь подчинение вожаку. Главный закон стада знают даже малыши. При встрече с вожаком любая обезьяна присядет особым образом и отрывисто ахнет – так она признает силу вожака и показывает свою преданность. Вожак – центр притяжения всего стада. Он несёт ответственность за всё и за всех. Стоит на страже, пока стадо кормится или отдыхает. Отыскивает места кормёжек, отстаивает территорию стада, вершит над соплеменниками суд и расправу – иначе говоря, поддерживает в стаде порядок. И всегда пользуется принятыми среди гамадрилов способами общения.

   Думаете, она открыла рот от удивления? Ничего подобного. Такое выражение физиономии и поднятая рука означают покорность и послушание.

   Обычная ситуация. Поссорились две обезьяны. Визг, шерсть клочьями. И вдруг та, что затеяла драку, ловит на себе пристальный взгляд вожака. Взвизгнув так, словно её наградили хорошей затрещиной, драчунья мчится к вожаку. Присядет перед ним, ахнет, разгребёт несколько раз шерсть его гривы, пошелестит языком и, если вожак соизволит коснуться ее рукой, отходит успокоенная. Тому, кто не знает гамадрильего языка, и невдомёк, что здесь только что произошел серьёзнейший разговор. Только разговор беззвучный. На языке взглядов и жестов. Вздёрнул брови вожак, посмотрел пристально на забияку – понимай: "Прекратить безобразие, пока обеим не влетело!" Приседания и обыскивающие движения провинившейся в переводе звучат примерно так: "Слушаю и повинуюсь, мой повелитель. И прошу прощения". Лапа вожака, положенная на плечо: "Ладно. Иди с миром".
   Разумеется, перевод этот шутливый. Но суть остается. Вздёрнутые брови и пристальный взгляд у гамадрилов – сигнал угрозы (теперь ясно, почему испуганно шарахнулась от моего пристального взгляда обезьяна). Кивок головой в сторону обидчика – беззвучная жалоба. Удар лапой по земле – бесшумная угроза.

   Смотрите, как насторожились. Это в ответ на тревожный клич вожака. Хорошо всё-таки иметь язык, понятный всем соплеменникам!

   Вы заметили, что самое главное достоинство языка взглядов и жестов – бесшумность? Это очень важно. Ведь бывают моменты, когда надо отдать приказ, не привлекая внимания противника. Даже на большом расстоянии взгляд вожака понятен стаду. Секрет в белых веках обезьян. Стоит гамадрилу оттянуть кожу со лба, и белые веки четко выделяются на серой обезьяньей физиономии. Поэтому взгляд (запрещающий или угрожающий) виден далеко. Враждующие самки часто пользуются угрожающими взглядами во время беззвучных перебранок. Поморгают друг на друга, отведут душу и разойдутся.
   Враждующие самцы – вожаки разных стад – действуют иначе. Угрожая друг другу, они начинают зевать. Правда, в этом гамадрилы не оригинальны. Угрожая друг другу, зевают бегемоты, стучат друг на друга зубами самцы золотистых хомячков, раскрывая в зевке пасть, демонстрируют внушительные клыки львы. Судя по всему, эта демонстрация клыков и есть главная цель зевков. Зевающие гамадрилы – зрелище действительно грозное. Тела их напряжены, гривы взъерошены. В судорожном зевке напоказ клыки, десны и развёрстая красная пасть. Зевательный турнир длится до тех пор, пока более слабонервный не спасует и не покинет территорию победителя.
   Так что, как видите, для достижения взаимопонимания гамадрилы используют буквально каждую часть тела – от кончика носа до кончика хвоста.
   Можно было бы долго еще рассказывать об обезьянах и их языке, если бы не одно обстоятельство. Наверное, у многих из вас уже возник вопрос: "А для чего человеку знать, как общаются обезьяны да и другие животные? Какая нам от этого польза?" Представьте себе, огромная.
   "Подслушивая" и расшифровывая рыбьи "разговоры", можно определить законы, по которым кочуют в океане косяки сельди и других промысловых рыб.
   В некоторых странах, чтобы спасти посевы от саранчи, на полях устанавливают громкоговорители и передают сигналы опасности, принятые в стаях саранчи. Обманутая саранча за несколько вёрст обходит такие поля.
   Ну, а что касается языка обезьян, то к нему у нас совершенно особый интерес. Нам ведь не убежать от родства с этими любопытными животными. И хотя их язык не имеет ничего общего с человеческой речью и общение обезьян можно назвать разговором лишь условно, всё же изучение этих "разговоров" очень важно. Это поможет учёным разобраться в том, как возникло такое удивительное явление, как человеческая речь.