Подвиг художника (о творчестве А. Венецианова)


И. Халтурин


   Бывают лица на первый взгляд как будто неяркие, по врезающиеся в память. Вот так же и с картинами Венецианова. Они могут не поразить при первом взгляде: нет в них ни эффектного сюжета, ни блеска красок. Но, увидев их однажды, всё будешь вспоминать и раздумывать над ними.

   Автопортрет. 1811

Венецианов привлекает нас, трогает наши сердца удивительной искренностью своих картин, своим задушевным отношением к жизни, своей любовью к простому народу.
   Художник Алексей Гаврилович Венецианов родился в 1780 году. Всерьез заниматься живописью Венецианов начал уже будучи взрослым человеком. "Я не воспитанник Академии, не готовил себя быть художником и стал им, любя художество", – писал он впоследствии.
   Уже первые работы Венецианова принесли ему славу. Он мог бы стать одним из первых портретистов своего времени. Но художник выбрал другой путь. В 1820 году, сорокалетним человеком, Венецианов уехал из Москвы в свое небольшое имение Сафонково в Тверской губернии. Здесь, в деревне, он со страстью принялся писать картины из крестьянской жизни.

      Крестьянка с васильками. 1820-е

   "Наконец, мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему, – и совершенно успел в этом, – писал о художнике одни из его современников. – Подвиг Венецианова тем еще значительнее, что, без сомнения, обратит многих художников к последованию ему..."
   Венецианов жил в тяжёлое, страшное время крепостного права. Крестьяне тогда считались собственностью дворян. Помещик мог проиграть крестьянина в карты, променять на какую-нибудь вещь, продать как товар. На ярмарках рядом с домашней скотиной и съестными припасами продавались взрослые крестьяне и дети, продавались семьями и в розницу. В газетах того времени появлялись такие объявления:

    Девушка с бураком. 1824

   "В 15 части 2 кварт, в Четвертой Мещанской под № 111, продается девка, умеющая бельё шить и в тамбуре, гладить и крахмалить, отчасти кушанье готовить... Тут же продаются брильянтовые вещи и цветные каменья; да бык и корова хорошей породы..."
   Крестьян не считали людьми, и, конечно, художники не их делали героями картин.
   Художники XVIII века писали главным образом портреты царей и цариц, полководцев, вельмож, разряженных придворных дам. Они изображали дворцы, роскошные комнаты, дворцовые парки.
   А Венецианов в одной из первых своих картин показал молотьбу, гумно. Труду крестьян посвящены и картины "Очищение свёклы", "На пашне", "Сенокос". Художник смело перенёс место действия "из дворца в хижину". Мир, который он любил и хотел изображать, – русская деревня, её природа, родная земля и те, кто на ней работают, – крестьяне.
   Посмотрите картины, которые здесь помещены.

    Захарка. 1825

   Вот "Захарка". Какой у этого крестьянского мальчика пытливый взгляд, сколько энергии, ума, воли в его лице! Видно, что это уже настоящий работник в семье. Так и кажется, что он сейчас скажет о себе, как некрасовский "Мужичок с ноготок":

– Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я.

   Образ Захарки очень близок некрасовским образам крестьянских детей; это их предшественник в русском искусстве.
   На другой картине Венецианова, "Вот-те и батькин обед!", герой – тоже крестьянский мальчик. Он совсем не похож на Захарку, у него иной характер, – видно, мягкий, уступчивый, немного мечтательный.
   Венецианова интересуют эти ребятишки, и для него очень важно понять и особенности их характеров, и их обиды, радости, печали.
   Посмотрите на портреты девушек – и здесь Венецианов стремится показать душу человека, прекрасную душу русской женщины из народа.

      Вот те и батькин обед. 1824

   В картинах Венецианова вы видите крестьян на отдыхе и в труде. Вот картина "На жатве. Лето".
   ...Поля, залитые июльским солнцем, суслоны сжатого хлеба, волны золотистой ржи... Кажется, можно ехать сотни вёрст и дальше – всё будут такие поля... поля... Величава и прекрасна родная природа. И величавы, прекрасны люди, создавшие это обилие урожая.
   Посмотрите на крестьянку на переднем плане. От зари и до зари трудится она в поле. А вот сейчас, в короткую минуту передышки, она с нежностью кормит своего ребёнка. Нелегка её доля – доля крепостной рабы. Но художник не показал её забитой холопкой. Облик крестьянки полон благородства. Это человек, сознающий своё достоинство.
   Венецианов возвеличивает в своих картинах образ крестьянина, показывает его благородным, возвышенным. Художник создавал свои картины после Отечественной воины 1812 года. Это они, крестьяне, сражавшиеся в рядах армии и в партизанских отрядах, прогнали грозного врага с родной земли. Венецианов видел силу народа и вместе с другими передовыми людьми России восхищался ею.

    На жатве. Лето. 1820

   Он настойчиво говорил каждой своей картиной: посмотрите, ведь это же люди, и какие люди! Они находятся в рабстве, но смотрите, как они трудятся, сколько красоты в их лицах, ума и пытливости в их глазах...
   Его картины были немым упрёком тем, кто держал народ в рабстве.
   Такая живопись не могла понравиться барам-крепостникам. Произволения подлинно народные подвергались тогда гонениям и осуждению. Когда появилась поэма Пушкина "Руслан и Людмила" – а это было примерно в то время, когда Венецианов работал над своей картиной "Гумно", – дворянское общество встретило поэму с возмущением. Оно ставило в упрёк Пушкину "простонародный" язык поэмы. "Вестник Европы" писал, что появление её так же неуместно, как если бы в "благородное собрание как-нибудь втерся (предполагаю невозможное возможным) гость с бородою, в армяке, в лаптях и закричал зычным голосом: "Здорово, ребята!".

    Гумно. 1821

   В те же годы гениальная музыка Глинки пренебрежительно отвергалась знатью как "кучерская музыка"... Всё, что было проникнуто сочувствием к народу, подвергалось гонению дворянского общества.
   Венецианов близок в своём творчестве Глинке и Пушкину. Его также вдохновляла любовь к народу.
   Этот замечательный художник навсегда останется в истории русского искусства. Он был одним из первых, кто в своих картинах создал замечательные образы русских крестьян.