Укиё-э (японская художественная школа)


   Не правда ли, ребята, эти рисунки и картины совсем особенные, не похожие на те, к которым привык наш глаз? Это произведения художников Японии, а в Японии искусство на протяжении многих столетий развивалось совсем по-иному, чем в европейских странах.
   Художники – как рассказчики. Один повествует неторопливо, с увлечением описывая каждую мелочь, – и перед слушателями из тысячи мелких подробностей отчетливо встает картина жизни. Другой в нескольких сжатых словах передает главное, и под действием этих слов ваше воображение само рисует яркую картину.
   Вот стихи:

   На голой ветке
   Ворон сидит одиноко...
   Осенний вечер!

   Это хокку. Так называются у японцев коротенькие стихотворения, всего в три строки.
   Три строки перед нами, а как много сказал в них поэт! Он выбрал самые яркие приметы осени. Ведь только осенью ворон летит на ночь к человеческому жилью, и только осенью, когда сад потерял листву, отчетливо видна птица на оголенных ветвях. Ты видишь эту одинокую неподвижную птицу и чувствуешь грусть и холод осенний...

   Олень. Хокусаи (1760–1849)

   Картины японских художников изящны и кратки, как хокку. Посмотрите, какими смелыми движениями кисти нарисовал Огата Корин двух играющих щенков. Того, что ближе, он только слегка очертил контуром. И все же щенок перед нами как живой: неуклюжий, толстый, добродушный, ленивый. Расшалившийся забияка-брат жует его ухо, а ему и огрызнуться-то лень.

                                                Женщина с зонтиком. Ейсан (1787–1867)

   Ясно ощущаешь мокрый, липкий снег в картине Ейсана "Женщина с зонтиком" и бешеный порыв ветра в картине Хиросиге. А продавец рыбы, изображенный Кунисадой! Сразу видно, что этот бедняк совсем продрог, долго и терпеливо ожидая покупателя на свой товар. Художник Моронобу вводит нас в японское жилище, где происходит чаепитие: плетеные циновки, легкие раздвижные стенки – сьодзи, – изящная роспись на них, служанка, подающая чай, непринужденно беседующие гости...

   Щенки. Корин (1660–1716)

   Почти все произведения, помещенные здесь, созданы в восемнадцатом и девятнадцатом веке. До этого на протяжении многих столетий художники изображали лишь то, что нравилось знатным феодалам. Повседневная жизнь считалась "низкой", недостойной искусства. Но после произошла великая перемена. Появились художники, рисующие не сказочных героев, демонов и богов, а обыкновенных людей в обыкновенной обстановке.


   Фудзи сквозь камыши. Хокусаи

   Художники, объединяемые одинаковыми убеждениями и целями, называются школой. Это была реалистическая школа Укиё-э, стремившаяся изображать то, что близко каждому японцу. Художники Укиё-э делали рисунки, которые потом мастерами-гравировальщиками вырезались на досках из сердцевины вишневого дерева и печатались во многих сотнях экземпляров.

Чаепитие. Моронобу (1618–1694)

   Оттиск гравюры стоил недорого. Даже небогатый японец мог купить его, и произведения искусства стали украшать жилища простых людей.

   Продавец рыбы. Кунисада (1786–1864)

   Великий художник Японии Кацусика Хокусаи тоже принадлежал к школе Укиё-э. Его кисти принадлежат десятки и тысячи зарисовок из жизни простых людей. Эти зарисовки – манга – составляют пятнадцать томов.
   Хокусаи был не только художником, но и поэтом. На своих картинах он часто делал короткие стихотворные подписи. Вот одна из них:

   Как бесконечные сны,
   Скользят по реке плоты...
   Ласково сквозь камыши
   Фудзи шлет им привет.


   Порыв ветра. Хиросиге (1797–1858)

   Эту картину вы здесь тоже найдете. Фудзияма, гора Фудзи, – самая красивая из гор Японии. Хокусаи очень любил ее рисовать. У него есть целый альбом гравюр "Сто видов горы Фудзи" и другой альбом – цветных гравюр – "Тридцать шесть видов горы Фудзи".


   Рыбак в Кадзука-сава. Хокусаи (1760–1849)

   В этих альбомах, рисуя Фудзи, Хокусаи одновременно показывает многообразные картины японской жизни. Тут и плоты сплавляемых бревен, и стирка белья на реке, и бочар за работой, и рыбаки, тянущие лесу, и крестьяне с тяжелой ношей на коромыслах, и усталые путники под дождем. Это были картины, близкие всем простым людям. Недаром Хокусаи называли "великим кули, рисующим для кули".


   Лодки на реке Сумида. Из серии тридцать шесть видов Фудзи. Хокусаи