Догадливая ворона (юкагирская сказка)


   Юкагиры – малочисленная народность нашей страны. Когда-то они населяли огромные пространства северо-востока нашей Родины, от среднего течения Лены до Анадыря. Жестоко эксплуатировали и обманывали этот народ местные князьки, шаманы и американские промышленники, приезжавшие сюда за дорогими мехами. Целыми стойбищами юкагиры вымирали от нищеты, болезней и голода. В период СССР юкагиры вошли в промысловые совхозы. В настоящее время три юкагирские общины созданы в Республике Саха (Якутия). Они занимаются охотой, рыболовством, оленеводством, а также заготовкой леса. За ними закреплены территории традиционного природопользования (бессрочное наследуемое владение), выдаются бесплатные лицензии на добычу рыбы и копытных животных.

   Суров этот край! Восемь месяцев спят здесь реки, скованные льдом. Богатырями стоит над тайгой заснеженные горы. Здесь свирепствует пурга и в некоторых местах два месяца в году стоит полярная ночь с волшебным светом северного сияния. Тот, кто хоть раз побывал здесь, никогда не забудет этой суровой красоты. Много сказок бытует в юкагирском народе. Одну из них вы можете прочитать ниже.

   Когда это было, сам высчитай.
   Летела голодная ворона вдоль берега реки. Услышала, что веточки на тропе хрустят, и села на дерево. Смотрит: идёт от моря человек. "Кто такой?" – спрашивает у дятла. "Недруг", – говорит дятел.
   Залетела птица с того края, откуда солнце шло, и в лицо человека заглянула. "А-р-р! – вскрикнула она.– А-р-р! Американец-купец идёт. Опять за пушниной приехал".
   Решила ворона лететь да поглядывать.
   Вот пришёл американец в юрту к старому охотнику. Дед варил оленье мясо. Угостил приезжего жирным куском, вкусную мозговую кость дал. Ели, ели, а когда наелись, дед выбросил кость на улицу, а гость – в огонь.
   Рассердилась ворона на американца, не выбросившего за порог кость. "Жадный он человек, – думает. – Надо наказать его".
   Пересмотрел американец все меха и сказал деду:
   – Пойдём ко мне на шхуну за товаром.
   – Не я у тебя покупаю, – отвечает дед, – а ты у меня. Вот и принеси свой товар ко мне в юрту.
   Пошёл американец, ругается на деда. И думает вернуться и не думает: вроде обидел дед богатого купца. Однако вернулся, только с плохим сердцем. Идя тайгой, жёлтого мха надёргал и в табак положил. На берегу палый лист собрал и с чаем его смешал. Хорошо, конечно, что ворона всё видела.
   А дальше так, значит, было:
   – На тебе, старик, товар, – говорит американец. – Только принёс я тебе больше, чем следует, прибавь шкурок!
   Дед взял товар в одну руку, а шкурки положил на другую. Поднял. Выходит, перетянул американский товар.
   – Вот тебе ещё десять хвостов песца, – говорит дед.
   Всё в мешок сложив, американец ушёл весёлый. Идёт по тайге и поёт. А догадливая ворона села на мешок и поглядывает: "Провожу я тебя за море пустого".
   Остановился американец: видно, устал. Ворона на дерево села. Купец мешок под кусты бросил, сам пить пошёл. Попил, потом трубку набил. "Теперь пора", – думает ворона.
   Натаскала она мха, вынула из мешка все шкурки, вместо них мох положила и улетела. Потом все шкурки к дедовой юрте перетаскала, положила у порога.
   Спал дед долго, но всё-таки проснулся. Набить трубку надумал. Закурил табак, а он мхом пахнет. Положил дед на зуб чай, а в нём лист с дерева. "Ах ты, такой-сякой! Плут заморский!" – ругается дед.
   Выбежал из юрты злей духа. Глядит: у порога меха лежат.
   – Звери, наверно, ожили, – говорит дед, – учуяли, что на чужую землю увезти их хотят, и убежали из мешка. Собрал он шкурки и обратно в юрту унёс. А в то, значит, время американец на берег пришёл. Сел в лодку и хвастается товарищам:
   – Смотрите, сколько мехов взял. Всё песцы да лисы-сиводушки!
   – Покажи нам! – те говорят.
   Развязал купец мешок, а в нём мох.
   – Ай-ай-ай! – кричит. – В этой тайге страшный волшебник живёт, как бы и нас в труху не превратил!
   А ворона с дерева кричит: "А-р-р, вот как я тебя! Не ходи обманывать юкагиров".

Рассказал юкагир Тайшин.
Записал Н. Дьячков.