Рождение музея (о создании Третьяковской галереи)



М. Эпштейн


   Помните андерсеновскую сказку про волшебника Оле-Лукойе? Когда он приходит к мальчику Яльмару, сразу начинаются чудеса. Картина, на которой изображён красивый пейзаж, оживает, и Яльмар по совету Оле-Лукойе, шагнув через раму, входит в нарисованный мир, шагает по обрызганным росой травам, садится в нарисованную лодку, нарисованная река мягко и ласково подхватывает её и несёт Яльмара в подёрнутые дымкой манящие дали, которыми он изо дня в день любовался, глядя на картину.
   Вы завидуете Яльмару? Все мы завидовали, когда были совсем маленькими и не знали, что каждый может перешагнуть через раму и войти в мир картины, если только она написана настоящим художником. Потому что каждый настоящий художник для того и пишет свою картину, чтобы мы почувствовали и пережили жизнь, которую он показал нам.

"Грачи прилетели". А. К. Саврасов. 1871

      Картины заставляют нас смеяться и плакать, иные приводят в смятение, рождают в нас гнев и ненависть к злу, иные наполняют наше сердце горячим чувством гордости за человека. А иные... Ну, например, знакомая вам всем картина А. К. Саврасова "Грачи прилетели"... Какие чувства рождает она?
   ...Окраина захолустного села, сараи, маленькая церквушка, забор, корявые старые берёзы с грачиными гнёздами; земля покрыта снегом, но он уже потемнел, опал, он тает, и стволы берёз отражаются в большой луже... И кажется, слышишь голос слетевшихся к берёзам грачей и скрип стволов на весеннем ветру...
   Всё здесь обычно, всё знакомо, вы сами не раз видели такое рождение весны и такой уголок деревни, вы точно встретились со знакомым издавна человеком. Но бывает ведь и так, что изо дня в день встречаешь какого-то человека, знаешь каждую черту его лица, и лицо это кажется незначительным, обыкновенным. Но вдруг сильное чувство всколыхнуло человека – и всё лицо его изменилось, и вы увидели, что оно одухотворено, оно прекрасно, вы увидели душу этого человека. Вот так же самую душу родной природы показал нам Саврасов. И, быть может, прежде, до того, как вы увидели его картину, вы но понимали прелести издавна знакомых вам берёз, и талого снега, и чёрных гнёзд грачей. Любовь художника осветила их и показала вам всю поэтичность весны, научила вас любить родную природу.
   Вот как много может дать маленькое полотно картины!

"Боярыня Морозова". В. И. Суриков. 1887

   Разглядите картину В. И. Сурикова "Боярыня Морозова", всмотритесь в лицо этой женщины и постарайтесь понять её характер.
   Это знатная боярыня, первая на Москве. Куда же увозят её в розвальнях, за что царь заковал её в кандалы?
   Боярыня Морозова была против изменений в церковных обрядах, которые вводил царь, она защищала свою старую веру.
   Почему же Суриков сделал её героиней своей картины? Конечно, его привлекала не приверженность боярыни Морозовой к старым церковным обрядам, а сила духа, мужество. Она верила в то, что защищала, верила истово, пошла за это на пытки, на позор, на каторгу. Пошла бы и на смерть. Вот что восхищало в ней художника. И эта картина открывает перед нами удивительный мир – мир мужественного и смелого сердца человеческого.
   Но картина рассказывает не только об одном человеке, это картина о народе, о его борьбе. Ведь дело обстояло гораздо сложнее, чем просто борьба за "старую веру". Народ терпел угнетение, произвол со стороны царской власти и не знал ещё тогда, как сбросить эти оковы. Нередко возмущение народа против насилия, протест народа выражался в форме религиозных движений. Посмотрите на людей, окружающих Морозову: как измучены они нуждой, сколько в них отваги, благородства, силы!
   "Боярыня Морозова" и другие картины находятся в Третьяковской галерее. Вы, наверно, бывали в ней или будете, как только приедете в Москву.

"Тройка". Г. Перов. 1866

   В музее собраны десятки тысяч картин. Все эти картины вы, конечно, не успеете посмотреть, но непременно остановитесь около небольшой картины В. Г. Перова с весёлым, звонким названием "Тройка". Тот, кто не видел её, может представить себе удалую русскую тройку на снежных просторах. Но нет, не такую тройку показывает нам художник Перов. Вечереет... Начинается метель... Трое худеньких оборванных ребятишек тащат, надрываясь, тяжёлую обледенелую бочку. Кто послал их за водой? Отец или хозяин, на которого они батрачат, как Ванька Жуков? Ведь множество подростков приходило на заработки в город из нищих деревень.
   Помните "Плач детей" Н. А. Некрасова? Перечитайте ещё раз эти стихи. Ненависть к строю, при котором дети – маленькие рабы машин – не знают детства, пробуждают эти стихи. Те же чувства рождает и "Тройка" Перова. Вы вошли на минуту в страшную жизнь царской России, показанную вам художником, чтобы научиться ненавидеть несправедливость, бороться против неё.
   Показывать жизнь, рождая в людях гнев против тёмного царства, любовь к красоте и правде, – в этом подвиг русских художников.

"Иван Грозный и сын его Иван". И. Е. Репин. 1883–1885

   Но кто же собрал эти сокровища русского искусства? Ведь для такого труда, кажется, мало одной человеческой жизни. И только человек, воодушевлённый высокой идеей служения своему народу, мог посвятить этому все свои силы, отдать на это всё своё состояние. Таким человеком и был Павел Михайлович Третьяков.
   Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 году. Дед его и отец были купцы, и сам Павел Михайлович с малых лет работал в лавке: сперва "мальчиком" на побегушках, потом учился вести торговые книги, помогал отцу. Павел Михайлович с юности "был в делах очень серьезен и пользовался большим доверием отца", – пишет А. П. Боткина, дочь Третьякова. Эти черты – хозяйственность, деловитость – остались навсегда в характере Павла Михайловича и помогли ему вести дело гигантского размаха – создание национального музея. Всю жизнь он был строго бережливым. Но он берёг деньги не для самих денег, не ради приумножения своих богатств, как другие купцы. Деньги для него представляли лишь ту ценность, что на них можно было покупать картины, оказывать помощь нуждающимся художникам.
   Скромный, серьёзный, трудолюбивый, Павел Михайлович много трудов и времени отдавал самообразованию. До страсти любил он искусство, особенно живопись.

"Искушение". Н. Г. Шильдер. 1856 или 1857

   В 1856 году Третьяковым была куплена первая в его собрании русская картина "Искушение". Она принадлежала кисти художника Н. Г. Шильдера и рассказывала о печальной судьбе бедной девушки-труженицы и её тяжело больной матери. Год приобретения этой картины и считается годом рождения Третьяковской галереи.
   Третьяков не был тогда единственным собирателем произведений искусства. Известны были большие собрания картин Хлудова, Солдатенкова, Прянишникова и других. Но Павел Михайлович резко выделялся среди всех. Он собирал картины не для себя. Он хотел создать народный музей. Третьяков писал: "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие".

Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Николай Ге. 1871

   Он чувствовал огромную ответственность перед народом за то дело, которое добровольно поднял на свои плечи. И перед каждым своим приобретением он подолгу размышлял, советовался с художниками И. Н. Крамским. В. Г. Перовым. И. Е. Репиным, с критиком В. В. Стасовым, взвешивал их советы и снова ходил по залам выставок, снова часами просиживал в мастерских художников, пока не принимал окончательного решения.
   Суд его, как правило, был справедлив, и когда он покупал картину, художники считали это высокой оценкой своего творчества.
   Он не останавливался ни перед какими затратами, он не боялся ни мнения царя, ни полицейского надзора, когда считал приобретение какой-либо картины необходимым для музея.
   В восьмидесятых годах И. Е. Репин написал картину "Иван Грозный и сын его Иван". Это было обвинение бесконтрольному деспотизму, и для современников она стала обличением самодержавия, царизма. Правительство поняло это, и когда картина появилась на выставке, царь запретил показывать её, потребовал убрать картину. Но Третьяков её купил и через некоторое время выставил для обозрения.
   Третьяков особенно интересовался творчеством художников-передвижников. И это не случайно.

Портрет А. Н. Островского. В. Г. Перов. 1871

   Кто такие передвижники? Это передовые русские художники-реалисты, которых было ужо немало к концу 60-х годов. Они объединились в товарищество. Руководителем этого товарищества единодушно был избран художник Крамской. Целью передвижников было знакомить народ с искусством, "передвигая" выставки своих произведений во все крупные города России. Эта было новым, небывалым до того и радостным явлением.
   С первой же передвижной выставки в 1871 году Павел Михайлович купил ряд картин. Среди них был портрет писателя А. Н. Островского работы В. Г. Перова, историческая картина Н. Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея"  и поэтический пейзаж А. К. Саврасова "Грачи прилетели". Третьяков часто покупал у художников их картины ещё до открытия выставок. Но, понимая огромное значение этих выставок для массы зрителей разных городов, он терпеливо ждал, пока картины через год – полтора попадут в его коллекцию.

Портрет писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. И. Н. Крамской. 1879


   Третьяков не только покупал готовые произведения, он и заказывал картины, которые считал необходимым иметь в своей галерее. Особенно настойчиво добивался он того, чтобы были написаны портреты лучших русских писателей, учёных, композиторов, художников.
   Если бы не настойчивость Третьякова в этом деле, мы бы так хорошо не знали дорогие для нас лица Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, как не знали бы и многих замечательных картин, которые Павел Михайлович собрал и сберёг для человечества.
   Когда Третьяков начал создавать свой музей, у него уже были твёрдые взгляды на искусство. От картин он требовал прежде всего жизненной правды. Он писал по поводу одного пейзажа: "Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес... дайте мне хотя лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника".

Портрет П. М. Третьякова. И. Е. Репин. 1883

   Третьяков глубоко, понимал искусство, он был талантлив, обладал совершенным художественным вкусом и главное – передовыми взглядами. Вот почему он умел отобрать для своей галереи всё подлинно ценное. Вот почему Третьяковская галерея стала музеем мирового значения, вот почему она сыграла такую огромную роль в развитии русской живописи и даже больше того – в воспитании русского общества. Все передовые люди того времени понимали значение деятельности П. М. Третьякова. Они оценивали его самоотверженную  работу  как  подвиг.
   В 1892 году, когда Павел Михайлович безвозмездно передал своё собрание картин городу Москве, художники писали ему в приветственном письме: "Глубоко ценя и уважая ту глубокую любовь к русскому искусству, которая сказалась в великодушном поступке Вашем... мы просим принять от нас глубокую благодарность за Ваш щедрый дар Родине".
   После революции собранию картин Третьякова было присвоено название "Государственная Третьяковская галерея". С тех пор галерея выросла во много раз и продолжает расти. Сто пятьдесят пять лет прошло с тех пор, как Третьяков положил начало замечательной сокровищнице искусства, сокровищнице, которая стала мировым музеем и представляет ценность для всего человечества. В настоящее время собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч экспонатов.