Индийский театр Катхакали



А. Собченко


   Громкие звуки гонга и барабанный бой оповещают население о том, что вечером на площади у храма состоится выступление артистов. Группами и в одиночку, пешком и на двуколках, запряженных лошадями или буйволами, стекается народ из окрестных селений. Можно увидеть целые семьи, которые торопятся на представление.
   На площади царит веселое оживление. В толпе снуют ребятишки. Женщины в красивых ярких сари стараются выбрать место поближе к сцене. Завсегдатаи, тонкие знатоки катхакали, просят менее искушенных зрителей разбудить их, когда на сцену выйдет любимый актер или будет разыгрываться эпизод, ради которого они прошли несколько километров. Ведь спектакль длится с вечера до рассвета, а длинные пьесы исполняются в течение нескольких ночей.
   На землю спускаются сумерки. Около сцены – площадки под четырехугольным навесом из пальмовых листьев – зажигают большую бронзовую лампу. Раздаются первые удары в барабаны. Гулкие звуки далеко разносятся в вечерней тишине.
   По бокам сцены становятся два мальчика, придерживая разукрашенное полотнище – занавес.
   Но вот барабаны умолкают, и артисты, скрытые за занавесом, под звуки цимбал читают "нанди" – молитву, призывающую благословение богов на актеров и зрителей.
   Наконец мальчики опускают занавес на землю. Актеры в ярких одеждах под песню чтеца – патуккарана – исполняют несколько фигур танца. По окончании прелюдий начинается главное: разыгрывание драмы на популярный мифологический сюжет.
   Так проходили традиционные представления театра Катхакали, сохранившегося и сегодня.
   "Катхакали" означает "инсценировка легенд".
   Сюжеты для драм театр катхакали заимствованы из знаменитых эпических поэм Рамаяны и Махабхараты и из Пуран – сказаний о древности.
   Представление изобилует сценами сражений враждебных армий или богов и демонов. Персонажи, олицетворяющие представителей доброго начала, – боги Рама, Кришна, а также мифические герои и отшельники – носят тиары, огромные серьги, красные кофты и юбки синего цвета с красной полосой спереди. Основной цвет грима – зеленый, глаза обведены сурьмой, а вокруг нижней части лица от одного уха к другому положены пять полос краски. Кажется, что актеры в масках, так как на их лица наложено несколько толстых слоев грима.
   У могущественных демонов – асуров и ракшасов, олицетворяющих силы зла, скулы окрашены красной краской. Над бровями – светлые полосы, на пальцах левой руки – длинные железные когти.
   Решающая битва между богом и демоном приурочивалась в историческом театре к рассвету и символизировала победу доброго начала над злым (сегодня представления короче и длятся всего около трех часов).
   Во время действия актеры не говорят, а лишь иллюстрируют жестами, мимикой и телодвижениями текст, который нараспев читает за сценой патуккаран. Представление сопровождается пением и танцами под аккомпанемент барабанов, цимбал и гонгов.
   Жесты и мимика играют первостепенную роль в драме катхакали. Движениями губ, глаз, бровей, шеи, плеч, бедер, ступней актеры условно выражают сложные чувства, мысли и понятия.
   Различают двадцать четыре основных жеста, с вариантами число их достигает восьмисот.
   Освоение всех приемов катхакали требует упорной тренировки, которая длится многие годы.
   В театре катхакали играют только мужчины. Иногда женские роли исполняют мальчики-подростки.
   Знаменитые актеры театра катхакали прошлого Кунджу Куруп, Рам Гопал, Гопинатх – блестящие исполнители ролей в пьесах – мастерски воспроизводили и картины индийской природы. Кунджу Куруп ярко и реалистично изображал шелест листвы в лесу, птиц, порхающих с ветки на ветку, игривых обезьян, пугливую лань с детенышем и кровожадного тигра, осторожно подкрадывающегося к ней. Актер выразительно передавал панический страх лани и торжество тигра, предвкушающего добычу.
   Танец-драма катхакали распространен в юго-западной Индии – на Малабарском побережье. Это один из наиболее красочных и древних видов индийского театра.
   Театрализованные представления возникли в Индии в очень давние времена. Легенда приписывает создание театра и танца богу Брахме. Брахма, гласит легенда, открыл это искусство мудрецу и отшельнику Бхарате, который записал божественное откровение в знаменитой "Натьяшастре" – древнем санскритском трактате о драматическом искусстве и танце. Затем он и богиня Парвати передали искусство драмы и танца людям.
   Еще в Ригведе, наиболее древнем собрании священных гимнов Индии, созданном задолго до нашей эры, встречаются драматические диалоги. Начиная с первых столетий нашей эры, разнообразные формы индийского народного театра получили большое развитие. По городам и деревням ходили странствующие певцы, исполнявшие под аккомпанемент цимбал и барабанов популярные эпизоды из Махабхараты и Рамаяны. Пение они обычно сопровождали жестами, мимикой и телодвижениями.
   Кроме катхакали, в Индии существует несколько видов народного театра: бенгальская джатра, кашмирская бханда, распила и другие.
   Расцвету искусств в стране после почти двухвекового иноземного владычества способствовала Национальная академия музыки, танца и драмы. Ее главной задачей стало изучение народного искусства. Исчезнувшие было виды народного театра снова ожили, и среди них катхакали занимает одно из ведущих мест.

Рисунки В. Чернецова.