Служили два товарища... (о съёмках фильма)


Н. Колесникова


   Гражданская война шла к концу, был 1920 год. В руках у белых остался последний рубеж – Севастополь. Дальше отступать им некуда. Чтобы окончательно освободить Крым, Красная Армия совершила героический, неожиданный для врага бросок – штурм Перекопа через топи Сиваша.
   В 1968 году Перекоп штурмовали снова. Только не в Крыму, а на берегу Дунайского лимана. Художники киностудии "Мосфильм" возвели тут "Турецкий вал", расставили орудия и пулеметы. Весь "Перекоп" занял метров сорок, через его укрепления можно было легко перепрыгнуть. Но в глазок кинокамеры оператор – а вместе с ним и мы – увидит на экране все по-настоящему – грозную крепость, которую предстоит взять красным. Так будет выглядеть кадр, снятый сверху, – общий план, как называют в кино.
   Но ведь мы должны еще разглядеть и героев фильма. Фильм называется "Служили два товарища". Кроме двух главных героев – красноармейцев, высокого спокойного Андрея, которого играет Олег Янковский, и маленького вспыльчивого Ивана (его роль исполняет Ролан Быков), в фильме много других действующих лиц. Это бойцы – кавалеристы, пехотинцы, артиллеристы. Многих из них совсем близко – на крупных и средних планах – мы увидим в самые трудные минуты тяжелого боя. Развернутое красное знамя полощется в руках всадника. За ним вытянулся цепочкой кавалерийский строй. Силуэты всадников отчетливо видны на гребне обрыва в лучах солнца, которое садится за лиманом. Спускаются сумерки. Осветители зажгли яркие прожекторы, и съемка началась. Красноармейцы-пехотинцы в лаптях, в линялых гимнастерках двинулись вперед через болото. Бойцы, надрываясь, тянули на себе вязнущие в грязи пушки. Так начался эпизод перехода Сиваш.
   Это была трудная съемка. В ней участвовали, кроме артистов, специальный кавалерийский полк, солдаты Одесского военного округа и пиротехники, по команде режиссера в нужный момент разжигавшие дымовые шашки.
   Такая сцена со множеством участников называется в кино массовкой. Снять ее трудно потому, что надо очень точно отработать, кто куда должен двигаться и как двигаться – быстро или медленно. Но еще труднее снимать батальные сцены – сцены боев. Тут режиссеру Евгению Карелову пришлось позвать на помощь спортсменов-самбистов. Самбистов одели в красноармейские гимнастерки и белогвардейскую форму, и они, не жалея сил, дрались врукопашную: ставили друг другу подножки, сбрасывали с крутого обрыва "в море". На экране получился кровопролитнейший бой, но спортсмены провели его так ловко и умело, что никто не сломал даже пальца.
   В самый разгар штурма на край обрыва вылетел на лихом скакуне парнишка-горнист. Он поднял вверх горн, протрубил звонкую трель и упал, подкошенный белогвардейской пулей. Юный горнист, сын полка, еще недавно хвастался перед сверстниками своей новенькой будённовкой и отлично сшитой гимнастеркой...
   Роль этого маленького солдата, погибшего на посту, играет в фильме, тогда московский школьник, Саша Зуев. Он в первый раз снимался в кино, но прекрасно владел верховой ездой, мастер по конному спорту, хороший акробат, и режиссер смело доверил ему роль, в которой есть разные трюки.
   Фильм "Служили два товарища" воскрешает одну из страниц гражданской войны, напоминает нам о людях, которые, не жалея жизни, сражались в ней.
   Сценарий к фильму написан Юлием Дунским и Валерием Фридом.
   Рекомендуем фильм к просмотру!