Искусство скульптора



Г. Константиновская


   Все профессии имеют возраст. Есть очень молодые профессии, которым всего несколько десятков лет, есть столетние, а есть и такие, возраст которых исчисляется тысячелетиями и даже десятками тысячелетий.
   У древних греков была легенда о молодом скульпторе Пигмалионе. Однажды Пигмалион высек из мрамора статую девушки. Статуя эта была так прекрасна и так походила на живую девушку, что Пигмалион полюбил ее. В награду за его мастерство боги вдохнули в мрамор жизнь, и статуя сошла с пьедестала.

   "Пляшущая Менада". Эллинская скульптура (IV век до нашей эры). Мрамор.

   Этой легенде три тысячи лет. И все-таки Пигмалион не был самым первым скульптором. Первые скульпторы древности жили еще в ту пору, когда не существовало ни Греции, ни Рима, когда не было вообще никаких государств.

Олень, которому 18000 лет

   Маленькая статуэтка из кости. Олень лежит, подогнув передние ноги. Он повернул голову, словно настороженно прислушивается. Ученые-археологи нашли его при раскопках древнего жилища первобытных людей.

   "Олень". Скифская чеканка из золота. Из могильного кургана на Кубани.

   Возраст статуэтки определили по древности слоя земли, в котором она была найдена. Оказалось, что оленю 18000 лет!
   Древний скульптор, вырезавший из кусочка кости маленького оленя, несомненно был охотником. Не раз приходилось ему подкрадываться с копьем к лежащему зверю и видеть, как он чутко поднимает голову, услышав шорох приближающихся шагов.
   Вырезая из кости оленя, скульптор как бы готовился к предстоящей охоте. Фигурка оленя вышла хорошо, она в руках у охотника. Значит, и настоящий олень легко попадет к нему в руки.
   Так думали первобытные люди, и рядом с охотой, с их тяжелым трудом рождалось искусство скульптуры.

Какая бывает скульптура?

   Ливийская пустыня. Желтый океан мертвых сыпучих песков. Посреди безбрежного песчаного пространства высится громадное каменное чудовище с человеческой головой и могучим телом льва.
   Это знаменитый древнеегипетский сфинкс. Длина его пятьдесят семь метров, высота – двадцать. Сорок девять столетий назад его высекли из огромной монолитной скалы.
   А вот около небольшой витрины в музее столпились люди. Они внимательно сквозь увеличительное стекло всматриваются в какие-то еле различимые точки. Но и самые недоверчивые зрители смущенно разводят руками и говорят: "Да, слон, с хоботом, с ногами, у него есть даже глаза". Лупа увеличила эти удивительные скульптурки китайских резчиков по кости в десять раз, но и сильно увеличенные они не достигли размера обыкновенной комнатной мухи.
   И огромный сфинкс, и крошечная фигурка из кости созданы руками скульпторов.
   ...Над зданием Большого театра в Москве в стремительном беге застыла четверка коней, впряженных в колесницу. На колеснице – стройная фигура бога солнца Аполлона.
   У старого входа в Эрмитаж гранитные исполины поддерживают балкон второго этажа. Руки их напряжены, чувствуется, что им приходится нести на себе колоссальную тяжесть.
   Часто скульптуры украшают театры, дворцы, соборы, мосты и дома.
   Парковую скульптуру делают обычно в расчете на то, что ее будут смотреть на открытом воздухе, при солнечном свете.
   Для таких статуй мастера выбирают мрамор или светлый камень, которые особенно красиво выглядят среди деревьев и кустарников.
   Сквозь зеленые листья пробивается солнечный луч. Едва заметная тень скользит по лицам мраморных статуй, и, кажется, они то улыбаются, то хмурятся.
   ...С глубокой древности в честь великих полководцев, вождей, героев, в честь воинских сражений и побед люди ставили памятники – обелиски, колонны, каменные плиты, на которых высекали рисунки и письмена. Но большинство памятников – скульптуры.
   Скульптура бывает из камня и мрамора, из гипса и песчаника, из бронзы и из стали, стекла и фарфора.
   В зависимости от того, из какого материала будет скульптура, ее делают одним или другим способом.
   Как?

Глина–гипс

   Глина может быть вязкой и тягучей, глина может быть совершенно твердой. Она очень податлива. Высохшую затвердевшую глину всегда можно превратить в мягкую. Для этого не потребуется никаких специальных растворов, только обыкновенная вода.

   Голова А. М. Горького. Скульптура В. Мухиной. Глина.

   Вязкую глину легко размять руками, придать ей любую форму.
   Поэтому первоначальный вариант всякой статуи скульптор лепит сначала из глины. Уже созданы общие контуры рождающегося произведения, но что-то в нем не удовлетворяет мастера. И он меняет поворот головы, выражение лица, складки одежды.
   Но высохшая глина бывает хрупкой и ломкой, поэтому глиняная скульптура специальными мастерами – форматорами – переводится в гипс.
   Гипс затвердевает и превращается в плотную массу. Его разнимают на части, вынимают глину и разнятую гипсовую форму изнутри смазывают особым средством.

   Памятник герою Гражданской войны Саше Кондратьеву. Скульптор Г. Гликман. Бронза.

   Потом эту форму снова собирают и начинают наливать в нее, как в чашку, жидкий гипс. Нальют и выльют, снова нальют и снова выльют. Постепенно внутри формы образуется еще один слой гипса. Смазка отделяет этот гипс от формы, которую теперь в последний раз разбивают, и на свет, как ядрышко из ореховой скорлупы, выходит готовая скульптура.
   Иногда скульптор оставляет статую отлитой из гипса.
   Но очень часто гипсовая скульптура – это только половина работы.
   Гипс прочнее глины, но все-таки он очень ломкий, портится от дождей и снега. Поэтому памятники, скульптуры на площадях, в парках, на улицах делают из мрамора, камня, бронзы.

Гипс–бронза

   Очень трудно отлить бронзовую скульптуру, особенно если она должна быть больших размеров. Теперь на помощь скульпторам приходят литейщики – люди, управляющие расплавленным металлом.

   "Медный Всадник". Скульптура Э. Фальконе. Бронза.

   В детстве ребята любят играть с песком или просто с разрыхленной мягкой землей. Если выложить влажный песок из ведерка или какой-нибудь чашечки, получится фигура точно такой же формы. На песке точно отпечатается каждый рисунок, каждая вмятина.
   Почти то же самое делают с гипсовой скульптурой в литейном цехе, перед тем, как начать работу непосредственно с бронзой.
   Но чтобы сделать бронзовую скульптуру, нельзя просто налить расплавленную бронзу внутрь пустой гипсовой статуи
   Почему нельзя?
   Да ведь от жара гипс рассыпется.
   Кроме того, бронзовая статуя тоже должна быть внутри пустой, иначе она получится невероятно тяжелой и на нее пойдет слишком много металла.
   Как же снять с гипсовой формы бронзовый "отпечаток"?
   Сначала гипсовую форму изнутри покрывают воском, потом заполняют и утрамбовывают формовочной землей. Гипс снимают, и остается покрытая воском земляная статуя. Ее заваливают снова землей, плотно утрамбовывают и ставят в печь.
   Воск не выдерживает жара, и, растопившись, испаряется.
   Между пластами земли остается на его месте узкое пустое пространство. Оно в точности повторяет форму скульптуры.
   Наступает очень важный ответственный, даже опасный момент.

   "Богиня Флора". Итальянская скульптура. Летний сад в Санкт-Петербурге. Мрамор.

   В это пустое пространство, между двумя слоями земли, вместо испарившегося воска льется пылающая жидкая бронза. Она остывает, ее очищают от земли, и произведение почти готово. Только что отлитая бронзовая фигура очень некрасива. Она ярко блестит разноцветными пятнами металла. Для того чтобы придать бронзе настоящий зеленовато-черный цвет, ее обрабатывают специальным химическим составом.
   ...В литейной царило необычайное напряжение. Люди работали уверенно, четко, но скульптура была так велика, так необычна, что даже самые опытные мастера чувствовали, что волнуются больше, чем всегда.
   Рядом стоял сам создатель будущего чуда – знаменитый скульптор Фальконе. Отливали "Медного всадника". Но вдруг раскаленный металл вырвался из печи, и взбешенное тяжелое пламя кинулось в литейную.
   Фальконе вместе со всеми бросился тушить огонь. Горящая балка сорвалась с потолка и ранила скульптора. Долгое время он не вставал с постели...
   Но "Медный Всадник" был отлит. Прошло много лет. По сей день люди из разных концов мира, приезжая в Санкт-Петербург, прежде всего спешат по смотреть на великое творение замечательного скульптора.

Мрамор


   "Первые шаги". Скульптура Ф. Каменского. Мрамор.

   Мрамор – очень прочный и удивительно красивый материал. И, кроме того, очень древний. Давно научились люди высекать из мрамора фигуры людей, животных.
   Мрамор требовал от скульптора не только таланта, острого глаза, вкуса, но и большой физической силы.
   Скульптор работал молотком, резцами. Чем дальше шла работа, тем она становилась тоньше. На смену грубым тяжелым инструментам приходили острые ножи, которыми выцарапывалась мраморная крошка, специальные щетки для полировки.
   Древние греки любили мраморную скульптуру. Они создавали удивительные по красоте статуи. Многие поколения художников учились, глядя на мраморные статуи древних.
   Шли годы, проходили века, появлялись новые материалы, которыми пользовались скульпторы, но мрамор по-прежнему оставался самым любимым.
   Какие новые материалы? Разные. Самые неожиданные. Например, – сталь.

Памятник силе

  
   "Рабочий и колхозница". Скульптура В. Мухиной. Сталь.

Гордо возносятся в небо на высоком пьедестале две фигуры, слившиеся в одно целое в едином мощном движении: рабочий с молотом в поднятой руке и крестьянка с серпом.
   Обе фигуры делают стремительный шаг вперед. Развеваются волосы женщины, складки ее платья, как знамя; вьется шарф в вытянутой руке…
   Скульптуру художницы Мухиной знают люди во всем мире. Она стала эмблемой нашей страны. В этих гордых, прекрасных фигурах как бы воплотилась вся мощь нашей страны.
   Скульптура огромного размера сделана из стали. Сейчас скульптурная группа стоит в Москве на Выставке достижений народного хозяйства. Здесь она словно напоминает всему миру, что наша страна сильна, что всегда стояла на страже труда и мира.