Рембрандт ван Рейн (1606-1669)



В. Н. Березина


   Среди многочисленных голландских художников XVII столетия, на века прославившихся своим мастерством, первое место принадлежит Рембрандту. Он велик удивительной простотой и человечностью своего искусства. Средствами живописи он сумел, как никто до него, раскрыть внутренний мир человека, его сложные душевные переживания.
   Родился Рембрандт в Лейдене в семье мельника Харменса ван Рейна. Очень рано обнаружилась у мальчика склонность к живописи. Недолго проучившись в Лейденском университете, молодой Рембрандт всецело отдался искусству. Три года пробыл он в мастерской живописца Сваненбурга, а затем несколько месяцев у амстердамского художника Питера Ластмана. Но больше, чем у них, учился Рембрандт у самой жизни: он пытливо всматривался в окружающий мир, наблюдал за мимикой, жестами людей, изучал эффекты освещения. Он писал жанровые и религиозные сцены, портреты близких, многочисленные автопортреты (так как собственное лицо казалось художнику удобным объектом для наблюдения и экспериментов). Рембрандт работал масляными красками, карандашом, тушью и пером, большое внимание уделял офорту.
   Урок анатомии доктора Тульпа

   В 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и скоро завоевал там известность. Число заказов непрерывно росло. Подобно другим голландским художникам, Рембрандт умел передать реальный мир во всей его конкретности: живо написать человеческое лицо, воспроизвести мягкие складки тканей и холодный блеск металла. Но уже в этот период он во многом превосходит собратьев по кисти не только все растущим мастерством, но и необычайной широтой и разнообразием поставленных задач.


   Автопортрет с Саскией

   Традиционная для голландского искусства тема группового портрета в картине Рембрандта "Урок анатомии доктора Тульпа" (1632) приобретает новый характер: единым чувством объединены слушатели доктора Тульпа; заинтересованные его словами, они сравнивают вскрытый труп с рисунками анатомической книги. Картина воспринимается не как тщательно продуманный по композиции портрет, а как убеждающий непосредственностью жизненный эпизод. Эта же черта присуща и "Автопортрету с Саскией" (1634), в котором Рембрандт изобразил себя со своей молодой женой. Поднимая бокал и обратившись к тем, кто смотрит на картину, он как бы предлагает разделить с ним его безмерную радость и счастье, делая зрителя невольным участником происходящей сцены.
   Все больше и больше отходил Рембрандт от общего уровня и устремлений большинства голландских художников, все чаще приводил в недоумение современников смелостью и новизной своих замыслов.

   Ночной дозор

   Написанная им в 1642 г. большая картина, получившая впоследствии название "Ночной дозор", должна была представлять собой групповой портрет членов стрелковой гильдии. Однако Рембрандт, отказавшись от принятого в ту пору спокойного расположения фигур и равного изображения всех участников, дал сцену, полную движения. Он остановился на моменте, когда по сигналу тревоги, поспешно и беспорядочно выходят на площадь стрелки, на ходу поправляя оружие. Впереди группы торжественно выступают капитан Банинг Кок и его помощник. Неровный свет озаряет группу, усиливая впечатление подвижной толпы. В результате получился не обычный по типу групповой портрет, а полная жизненной убедительности сцена. Этого-то и не поняли заказчики, крайне недовольные тем, что одни лица видны хорошо, а другие почти скрыты от зрителя. Они считали, что, уплатив художнику равные суммы, должны быть изображены им с равным вниманием. С годами непонимание амстердамскими бюргерами творческих устремлений Рембрандта усилилось. Все меньше получал он крупных официальных заказов.


                                                   Святое семейство

   В том же 1642 г. художник пережил большое личное горе – умерла его любимая Саския, он остался с годовалым сыном Титусом. Много писал его Рембрандт в разных возрастах, отмечая с большой теплотой растущую вдумчивость и пытливость мальчика. В красочной гамме на картинах художника все больше начинают преобладать теперь золотисто-коричневые тона, удивительно богатые своими оттенками. Образы становятся глубже и задушевнее.
   В картине Рембрандта "Святое семейство" (1645), хранящейся в Эрмитаже, герои евангельской легенды – Мария, младенец Христос и Иосиф – воплотили по замыслу художника самые обычные и в то же время прекрасные и своей искренности и чистоте человеческие чувства: заботливую нежность матери, ощущение домашнего покоя и уюта, во все времена попятные и дорогие людям.

    Портрет старушки

   Огромное место на всем протяжении творчества художника занимает портрет. Вереница лиц: мужских и женских, молодых и старых, почти всегда серьезных и сосредоточенных – возникает перед нами, когда мы рассматриваем обширное портретное наследие Рембрандта. Хранящийся в московском Музее изобразительных искусств им. Пушкина "Портрет старушки" (1654) – типичный для поздней манеры художника.
Скорбный взгляд старой женщины приковывает внимание зрителя безысходностью горя, глубиной мысли, заставляя задуматься над смыслом человеческого существования.

   Синдики

   Вершиной в развитии голландского группового портрета являются "Синдики" (1661) Рембрандта. Старшины цеха суконщиков изображены в момент обсуждения каких-то важных вопросов. Как индивидуально различны их лица, хотя все они, кажется, охвачены какой-то одной мыслью, одним устремлением! Это впечатление возникает потому, что художник придал общее направление взглядам. Оно подкрепляется удивительным красочным единством коричневато-красных тонов, светом и воздухом, которые, наполняя всю картину, объединяют разные детали произведения в одно неразрывное целое.
   К последним и наиболее замечательным картинам художника принадлежит большое полотно "Возвращение блудного сына" (1669).

                                                Возвращение блудного сына

Евангельская притча о юноше, который ушел из родительского дома, растратил свое состояние и жалким, униженным вернулся к отцу, вырастает у Рембрандта в большую общечеловеческую тему. С неослабевающей силой, несмотря на протекшие века, воздействует на современного нам зрителя полное внутреннего волнения лицо полуслепого отца, его дрожащие старческие руки и фигура сына, выражающая безмолвное и искреннее раскаяние.
   Рембрандт был не только живописцем, но и выдающимся мастером офорта. Его офорты на самые различные темы (портреты, пейзажи, бытовые сцены и т. д.) отличаются смелостью и разнообразием художественных приемов.

   Слепой Товий

   Богатые голландские бюргеры – основные заказчики Рембрандта – не поняли и не оценили гениального художника.
   Трагически одинокий, почти нищий, Рембрандт умер в 1669 г. Художника похоронили на кладбище для бедняков на общественные средства. Но справедливость восторжествовала: Рембрандта высоко чтут потомки, им гордится не только его родина, но и все человечество.