Реки Алтая (Катунь и Чемал)


Е. Казакова


   Горная, быстрая река... Но почему она так резко разделена на две части? Почему текут в ней, не сливаясь, два разных потока?

   Горный Алтай. Место слияния прозрачного Чемала с мутно-белой Катунью.

   Прежде всего можно с уверенностью сказать, что этот широкий мутно-белый поток слева родился из ледника. Он несёт несметное количество мельчайших минеральных частичек.
   С вершин гор, покрытых вечными снегами, медленно – всего на десять – двадцать сантиметров в сутки – сползают ледники. Солнце, ветер, вода изо дня в день расшатывают и разрушают горные породы. Время от времени с вершин на ледник скатываются с грохотом камни, оседает мельчайшая пыль от разрушения горных пород. Ниже, где воздух теплее, на поверхности льда возникает множество ручейков, увлекающих с собой всё, что им под силу. Сливаясь, эти ручейки дают начало горным рекам.
   Случается так, что горный обвал запруживает речку, и образуется озеро. Течение здесь замедляется, и частички, принесённые с ледника, оседают на дно. Речки, вытекающие из таких озёр, чисты и прозрачны. Так же кристально чисты и горные потоки, рождающиеся из ключей или от таяния снежников, лежащих на склонах гор.
   Именно такой поток виден справа. Посмотрите, как чиста его вода, как ясно видны подводные части скал у берега!
   Перед нами Катунь у впадения в неё Чемала. Эта быстрая, бурная река катит свои воды через весь Алтай, более чем на тысячу километров.
   За изумрудно-бирюзовые озёра и реки, за дымчатые снежные хребты, за бескрайние просторы лесистых долин и альпийских лугов, за ковры колокольчиков и незабудок алтайский народ называет в своих сказках и легендах свой край голубым. И главная водная артерия этого чудесного края – Катунь. Со всех сторон, с больших и малых гор стекает в неё множество горных притоков. Рождается Катунь на высоте двух километров из ледника, который спускается с Белухи на юг. Казалось бы, туда, на юг, и следует ей течь. Но она избрала другой путь. Километров сто она течёт на запад вдоль высокого Катунского хребта, а потом делает огромную петлю и, обогнув хребет, устремляется на восток. Приняв свой самый большой и самый мутный приток – Чую, Катунь поворачивает на север и всё дальше и дальше уходит от высоких гор Алтая к городу Бийску.
   Катунь то бурно прорывается сквозь тесные ущелья в горах, то широко разливается в долинах. Но и тут её течение остаётся быстрым. На ней множество порогов и водопадов. Путешествуя по её берегам, мы ни разу не встречали на ней лодок и даже плотов.
   Катунь и её притоки богаты рыбой. Чаще всего попадаются хариусы. Это удивительно сильная и вёрткая рыба; во время нереста она поднимается в верховья бурных горных рек, преодолевая быстрое течение и даже небольшие водопады.
   Верховье Катуни дико и безлюдно. Даже охотник – здесь редкий гость. Тропы, проложенные кочующими алтайцами, теперь, с переходом их к оседлой жизни, заросли буйной травой. Зато медведям здесь раздолье! Как-то в районе Белухи мы подняли двух мишек, они долго разглядывали нас и наконец, что-то сообразив, пустились наутёк.
   Километров на сто пятьдесят ниже истока долина Катуни резко расширяется. Это Уймонская степь. Она плодородна и удобна для земледелия. То тут, то там разбросаны селения и животноводческие фермы.
   За Уймонской степью Катунь снова сжимают горы, к реке вплотную подступают густые леса.
   Река уходит всё дальше на север, горы понижаются, ландшафт становится мягче, долины – шире. Наконец Катунь выходит на степные просторы и вскоре, сливая свои бурные воды с широкой, спокойной Бией, даёт начало великой сибирской реке – Оби.