Бранислав Нушич. География (из автобиографических воспоминаний о старой гимназии)


   В нашей гимназии был глобус, годами стоявший на книжном шкафу в кабинете директора. Этот глобус имел такой плачевный вид, что на него было невозможно смотреть без сострадания. Ось у него была так изогнута, что во время опытов он всегда вращался в сторону, противоположную той, в которую, если верить учителю, вращается Земля.
   За неимением приличного глобуса учитель использовал голову нашего товарища Сретена Иовича, у которого была такая большая голова, что он и в самом деле был похож на ходячий глобус.
   – Сретен, иди сюда! – этими словами начинался урок. На этот раз учитель намеревался объяснить нам причины чередования дня и ночи. – Иди и встань возле окна так, чтобы на тебя падал солнечный свет.
   "Глобус" выходит из-за парты и становится возле окна.
   – Если ты повернешь к Солнцу правую щеку, вся правая половина головы будет освещена, а левая – в тени. Так ведь? Хорошо, теперь поверни левую щеку к Солнцу. Видишь, вся левая сторона освещена, а правая – в тени.
   Точно так же на голове Сретена учитель объяснял нам, что такое полюса.
   – Вот тут, – и указательный палец учителя упирался в темя Сретена, – тут Северный полюс. Здесь вечная зима, никогда ничто не цветет, все вымерло, а если что и растет, то давно остановилось в своем развитии. Одним словом, это еще не исследованные просторы.
   В другой раз, опять на голове Сретена, учитель показал нам маршрут путешественника, который из любви к географии, чтобы подтвердить шарообразную форму Земли, пошел бы из одной точки и, двигаясь все время в одном направлении, пришел бы опять в ту же точку. Учитель пошел от носа Сретена, как от самой заметной точки. Его объяснение выглядело примерно так:
   – Возьмем нос как исходную точку, – и он повел указательным пальцем от носа к левому уху, – и отправимся на восток, то есть в ту сторону света, где восходит Солнце. Затем мы... Сретен, когда же ты наконец вымоешь уши? В них столько грязи, словно ты только что вылез из свинарника!.. Затем обогнем земной шар и выйдем на противоположную сторону. Я ведь тебе, Сретен, еще на прошлом уроке велел подстричься. И хотя на противоположной стороне Земли живут дикари, я не хочу пачкать свой палец о такие грязные космы. Когда у нас день, на той стороне ночь, и наоборот: когда у нас ночь, на той стороне день. Затем мы пойдем все дальше и дальше, перейдем через правое ухо и опять все дальше, дальше и дальше, и вот мы опять на носу, откуда мы и пошли.
   Сретен нам всем очень нравился, нам казалось, что он настоящее школьное пособие, и мы так привыкли к этому, что голова его действительно казалась нам глобусом, представляющим земной шар.
   Его растрепанные волосы были для нас лесной чащей, населенной дикими зверями, лоб напоминал египетские равнины, нос – неприступную вершину Гималаев.
   Мы так привыкли думать о том, что голова Сретена – это глобус, что Станко Милич, разбив однажды во время игры Сротену голову, на вопрос учителя, зачем он это сделал, ответил: "Я учил географию".
   Разумеется, после этого учитель пустил в оборот голову Станко Милича, но не ради наглядности обучения, а чтобы раз и навсегда отбить у нас охоту портить школьные наглядные пособия, ведь не мог же он Сретена с разбитой головой поставить на шкаф в кабинете директора рядом с уже упомянутым бывшим глобусом!..
   Нужно сказать, что у нашего учителя географии была довольно тяжелая рука и он очень часто прибегал к ее помощи. Пока он рассказывал о Земле, о реках, о горах, озерах, морях, все было более или менее спокойно, но когда он добрался до неба и планет, то стал так размахивать руками и так бить нас по щекам, что нам начало казаться, будто на небе происходят катастрофические столкновения небесных тел.
   Однажды, когда он объяснял нам затмение, он вызвал к доске сразу троих. Сначала вышел самый старший из нас, Живко, над верхней губой которого уже пробивались усики и которому все учителя советовали жениться. Учитель поставил его так, чтобы мы все его видели.
   – Хотя ты, Живко, самый настоящий осел, но сейчас ты будешь представлять Солнце.
   Затем, повернувшись к остальным, сказал:
   – Следите внимательно! Голова Живко – это Солнце. Оно освещает и Землю и Луну. Землей, как всегда, будет голова Сретена, а вместо Луны возьмем вот этого малыша со второй парты.
   Этим малышом со второй парты был я.
   – Так, теперь смотрите: когда Солнце находится там, где теперь стоит Живко, Земля там, где Сретен, а Луна, где этот малыш, то Солнце, посылая свои лучи, освещает и Землю и Луну. Не так ли?
   Все молчат, так как никто не может понять, как и чем Живко освещает.
   – Но, – продолжал учитель, – Земля, вращаясь вокруг Солнца, на какое-то мгновение оказывается между Солнцем и Луной... Вот так! – И он выстраивает всех нас в одну линию.
   – Теперь, как видите, головастый Сретен заслонил этого малыша, и лучи, исходящие от Живко, на него не попадают. Поэтому наступает затмение Луны. Понятно?
   – Я не понял, – пробурчал Живко.
   И то, что Живко, который должен был излучать свет, не понял этого, так разозлило учителя, что он отвесил ему пощечину, вызвавшую у несчастного Живко, по всей вероятности, самое наглядное представление о затмении Луны, и он, хлопая глазами, поспешил сказать:
   – Теперь понятно.
   И не только Живко, но и всем нам сразу стало ясно, почему эта часть географии называется "физической".
   Еще хуже было, когда учитель объяснял нам строение солнечной системы.
   – Пусть выйдут к доске те планеты, что были на прошлом уроке, – сказал он.
   Этими планетами были Живко, Сретен и я.
   – Ты, Живко, как известно, Солнце. Стань вот сюда и тихо и спокойно вращайся вокруг себя. Ты, Сретен, также должен вращаться вокруг себя и в то же время вращаться вокруг Живко, который, как ты знаешь, представляет Солнце.
   Затем он поставил и меня.
   – Ты Луна. Ты будешь вращаться вокруг себя и в то же время вокруг Сретена, а вместе с ним кружись вокруг Солнца, то есть вокруг Живко.
   Разъяснив нам все, он взял палку и стал в стороне, как укротитель, готовый в любую минуту стукнуть по голове того из нас, кто ошибется. И вот по его команде началось... вращение. Живко вращался вокруг себя, бедный Сретен – вокруг себя и вокруг Живко, а я – вокруг себя и вокруг Сретена, вместе с ним кружась вокруг Живко.
   Но не успели мы сделать и одного полного круга, как в глазах у нас потемнело, и мы все трое рухнули на пол. Сначала упал я, Луна, на меня свалилась Земля, а на Землю рухнуло Солнце. Получилась такая свалка, что нельзя было разобрать, где Луна, где Солнце, а где Земля. Видны были только нога Солнца, нос Земли и зад Луны.
   А учитель с гордым видом стоит над этой кучей и, не обращая внимания на наши стоны, объясняет строение планетной системы и движение небесных тел в мировом пространстве.
   Можете себе представить, какая поднялась паника, когда учитель, покидая наш класс, сказал:
   – В следующий раз я объясню вам, что такое вулкан.

Перевел с сербского В. Токарев.
Рисунок Марка Крсмановича.