Улитка-путешественница (о рапане)


   Почти все знают о необыкновенном путешествии любознательной лягушки, которое выдумал датский писатель-сказочник Ганс-Христиан Андерсен. Но очень немногие слышали об удивительном, почти кругосветном путешествии улитки. А ведь эта история произошла совсем недавно и не в сказке, а на самом деле.
   Правда, путешественницей оказалась не та обыкновенная улитка, которой полагается высовывать рожки, а морская улитка – моллюск рапан. С виду рапан похож на свою сухопутную родственницу – виноградную улитку, только он гораздо крупнее, размером с хорошее яблоко. Раковина у него крепкая, с толстыми стенками, а изнутри выложена слоем перламутра красивого розового цвета.
   До поры, до времени рапан ничем особенно не отличался от другой морской живности. Жил он на своей родине – в Японском море – на неглубоких прибрежных местах. Медленно, "как улитка", ползал по дну и охотился на устриц и других моллюсков, которые совсем не умеют двигаться. Нередко и сам рапан попадал на обед морской звезде. Крепкая раковина тут не помогала: морская звезда умеет, словно насосом, высосать моллюска из самой крепкой и глубокой раковины.
   Словом, все шло так, как было испокон веков.
   Чудеса начались в конце 30-х годов, перед самой войной, когда несколько рапанов было поймано в Черном море у берегов Крыма. Ученые-биологи пришли в недоумение. Ведь считалось твердо установленным, что ни в одном из морей Атлантического океана рапан не встречается.
   Потом началась война, и людям было не до рапана. А после войны обнаружилось, что рапан стал одним из самых распространенных обитателей Черного моря.
   Как же все-таки улитка ухитрилась преодолеть расстояние в несколько десятков тысяч километров да еще забраться во внутреннее море, которое соединяется с другими морями и океанами только узким проливом?
   Оказалось, что, сами того не зная, переселению, рапана помогли люди. Как и другие моллюски, рапан размножается личинками. Несколько десятков таких личинок, каждая из которых похожа на небольшой желудь, покрытый слоем слизи, склеиваются вместе в плоскую гроздь или гирлянду. В таком виде личинки некоторое время свободно плавают в морской воде, а потом (конечно, если их не съест какой-нибудь хищник) приклеиваются к камню, свае или любому другому подводному предмету. Через несколько месяцев из каждой личинки гирлянды выводится маленький рапаненок, который начинает расти, со временем обзаводится раковинкой, – словом, начинает вести самостоятельную жизнь.
   Очевидно, одна или несколько гирлянд рапановых личинок случайно прилипли к днищу парохода, который стоял под погрузкой где-нибудь во Владивостоке или в Находке. Потом пароход направился в Черное море. За время пути личинки созрели, и новорожденные рапанята попали на новое место жительства в одном из черноморских портов.
   Новая обстановка оказалась очень благоприятной для рапанов. Они начали быстро размножаться и даже вытеснять некоторых коренных обитателей Черного моря. Так, за последнее время рапаны почти начисто съели несколько богатейших устричных колоний (банок), которые существовали до этого десятки, если не сотни лет. Чтобы как-то обуздать хищников-рапанов, ученые даже подумывали о том, чтобы искусственно переселить в Черное море и морских звезд – главного врага рапанов.
   Если вы попадете летом на черноморское побережье, обязательно запаситесь маской и, выбрав неглубокое (метра 4–5) место с песчаным дном, поныряйте за рапанами. В воде раковина рапана обрастает тиной и очень похожа на обыкновенный камень, но ползущий по песку рапан оставляет за собой дорожку, которая отлично видна сквозь маску. Хватайте камень, лежащий в конце дорожки, и выныривайте обратно.
   Этим вы поможете сохранить жизнь нескольким черноморским устрицам или мидиям, а вернувшись домой, сможете подарить знакомым красивую раковину, своими руками добытую со дна моря.