Открыватель новых путей в искусстве (о творчестве С. С. Прокофьева)


С. Шлифштейн


   "Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать ее. Он прежде всего обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему".
   Так писал Сергей Прокофьев в статье "Музыка и жизнь", и этому кодексу искусства, провозглашенному им незадолго до смерти, следовал всю свою жизнь.
   Для Прокофьева жить – значило сочинять музыку. А сочинять – значило всегда придумывать что-нибудь новое. "Кардинальным достоинством (или, если хотите, недостатком) моей жизни, – писал композитор, – всегда были поиски оригинального своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы".
   Прокофьев считал, что в искусстве только то и ценно, что возникает в результате чуткого вслушивания художника в ритмы и интонации окружающей жизни. В этом – основа новаторства Прокофьева.
   Неистощимый мелодический дар, безграничная способность к художественному перевоплощению, умение воссоздать самый дух изображаемой жизни позволили Прокофьеву охватить большой, сложный мир нашей действительности. Достаточно назвать такие его произведения, как оперы "Семен Котко" (по повести Валентина Катаева) и "Повесть о настоящем человеке" (по одноименному произведению Бориса Полевого), оратория "На страже мира" и сюита "Зимний костер" на стихи С. Я. Маршака или прозвучавшая в 1945 году эпическая Пятая симфония, идею и замысел которой сам Прокофьев определял, как "Симфонию величия человеческого духа". "Он умел слушать время", – сказал о нем Илья Эренбург. Но даже и тогда, когда композитор обращался к далекой истории, он оставался глубоко современным. Поэтому так волнующе, словно сегодняшний день, звучат у Прокофьева патриотическая лирика и неустрашимая мощь народных сцен в музыке к фильму "Иван Грозный", картина "Бородино" в опере "Война и мир" по роману Льва Толстого, призывное "Вставайте, люди русские" и пленительное, по-глинковски распевное "На Руси родной не бывать врагу" в кантате "Александр Невский".
   Сергей Сергеевич Прокофьев родился в деревне Сонцовке Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области) в семье агронома. В 1914 году окончил Петербургскую консерваторию, где его учителями были А. Лядов, Н. Римский-Корсаков и другие выдающиеся композиторы и музыканты. До этого музыкальным образованием Прокофьева руководил известный впоследствии советский композитор Р. М. Глиэр. По словам самого Прокофьева, музыку дома он слышал от рождения. Мать композитора играла на рояле. К тому же она оказалась прирожденным педагогом. Она первой ввела своего сына в мир сонат Бетховена, пробудила в нем любовь к классической музыке.
   Острейшая наблюдательность, любовь к живой натуре счастливо сочетались у Прокофьева с богатейшей творческой фантазией. Композитором он был не потому, что сочинял музыку, а потому, что не мог ее не сочинять. Прокофьев исколесил со своими концертами всю Европу и Америку, играл перед аудиторией Карфагена. Но уютное кресло и рабочий стол, скромный вид на Оку в подмосковном Поленове, где создавалась музыка балета "Ромео и Джульетта" (одного из лучших творений композитора), или тихий уголок французской Бретани на берегу Атлантического океана, где был написан Третий фортепианный концерт с чудесной лирикой русских тем, он предпочитал рукоплесканиям и шуму концертных залов.
   Это был поразительный труженик. За два часа до смерти он еще сидел за рабочим столом и дописывал последние страницы своего балета "Сказ о каменном цветке" (по уральским сказам П. Бажова), в котором, по его собственным словам, он ставил своей задачей воспеть "радость творческого труда на благо народа", рассказать "о духовной красоте русского человека, о мощи и неисчислимых богатствах нашей природы, раскрывающихся только перед человеком труда".
   Масштаб и значение творчества Прокофьева исключительно велики. Им написано 11 опер, 7 симфоний, 7 балетов, около 30 романсов и много других произведений.
   Открыватель новых путей в искусстве, Прокофьев вошел в историю отечественной и мировой музыки как один из самых выдающихся художников XX века.