Подделки в искусстве (забавные случаи)



Б. Борейко


Венера с брюквенного поля

   Французский скульптор Френсис Кремонезе был шутником.
   Он решил доказать своим согражданам, что значит его талант, и изваял великолепную статую римской богини красоты Венеры. Два года труда – и из бесформенного мрамора под резцом скульптора возникла прекрасная богиня.
   Кремонезе хорошо изучил античное искусство, и его творение походило на статую древних греков. Когда работа была окончена, мастер схватил молоток... и изуродовал скульптуру. Богиня лишилась рук и носа. Затем темной ночью молодой француз зарыл статую на поле соседа, где тот посадил брюкву.
   2 мая 1937 года крестьянин, обрабатывавший свое поле, задел плугом "древнюю" статую. Совершенство работы "древнего" мастера поразило специалистов; мировая печать поспешила объявить найденную статую лучшим образцом античного искусства и сравнивала "Венеру с брюквенного поля" со всемирно известной Венерой Милосской.
   И тут, 16 декабря 1938 года, скульптор подробно рассказал ученым и журналистам историю появления на свет "античного" памятника, показал куски мрамора, которые отбил у богини, и когда мраморные части были приложены к скульптуре, они совпали с углублениями. Обман Кремонезе был бескорыстен: скульптор ничего не выиграл из своей подделки.

Индюки из Шлезвига

   В 1939 г. в датском городе Шлезвиге восстанавливали старинную церковь и под слоем штукатурки обнаружили восемь рисунков индюков, написанных очень живо. Художник, несомненно, видел индюков, между тем эта птица попала из Америки в Европу не ранее 1530 г. Откуда же в Дании XIII в. мог появиться индюк? Значит, существовали какие-то связи Европы с Америкой задолго до Колумба?
   Поднялся шум об индюках из Шлезвига, фотографии их появились на страницах научных журналов и учебников. И вдруг оказалось, что знаменитые индюки – творение художника XX века. При ремонте собора был поврежден старинный орнамент, украшавший стены. Мастер испугался ответственности за порчу старинного памятника искусства и поспешил исправить повреждение прежде, чем это кто-либо заметит. Но художник не помнил, что было изображено на средневековой росписи, и дал волю собственной фантазии. Так на стенах собора появились индюки.

Восковая богиня

   Современная наука располагает мощными средствами для проверки памятников старины. Исследование бумаги и пергамента, почерка, чернил позволяет без труда раскрывать подделки.
   Большую помощь в разоблачении фальшивок оказывают химия и физика. Химический анализ красок позволяет установить, что в их состав входят вещества, неизвестные художникам прошлого. Так, в 1909 г. Берлинский музей приобрел у частного торговца в Лондоне за 160 000 марок бюст Флоры, греческой богини растительности, из цветного воска. Статуя приписывалась Леонардо да Винчи. Неужели эта изумительная скульптура – подделка? "Да, подлог, – ответили химики, – синяя краска бюста имеет совсем иной состав, чем та, которой пользовались художники времени Возрождения".
   Тщательное изучение под микроскопом отдельных зерен краски, просвечивание картин рентгеновскими лучами, их фотографирование в ультрафиолетовых лучах тоже помогают разоблачить фальшивки. В старину не знали красок, нерастворимых в алкоголе. Поэтому, если зерно краски не растворилось в спирте, ясно, что картину написал современный мастер.

Носорог из Помпей

   На мраморном рельефе, который попал в Национальный музей Неаполя из Помпей, неизвестный скульптор изобразил носорога. Зверь наклонил морду, из-под толстых век злобно уставились маленькие глазки. Любой зоолог мог сказать, что перед ним прекрасный индийский носорог и мастер безусловно ваял скульптуру с натуры.
   Но как в Риме мог оказаться индийский носорог? У римлян, конечно, были связи с Индией, но не столь тесные, чтобы можно было доставить живого носорога с берегов Индийского океана.
   А между тем рельеф удивительно похож на картину известного немецкого художника Альбрехта Дюрера, который в 1513 г. по заказу португальского короля изобразил диковинного зверя, доставленного в Лиссабон.
   Копии с картины Дюрера разошлись по всей Европе, и, очевидно, одна из них послужила моделью для рельефа-подделки. Не античный мастер, а итальянский скульптор изваял этого прекрасного носорога!

Римский рельеф

   А вот перед нами другой "римский" рельеф из Лувра с изображением оплакивания умершей. И сразу же бросается в глаза ряд несоответствий с римскими похоронными обычаями.
   В кресле сидит женщина, объятая скорбью, она спрятала голову в ладони. Однако так выражают горе современные люди; у римлян в знак горя человек тер щеку. Ноги покойницы скрещены, одна рука – на поясе, другая держит распущенные волосы. Перед нами скорее спящая, чем мертвая. Кусок сукна, которым обито ложе, напоминает стенные декорации времен Возрождения. И, наконец, разве римляне играли на трубе, провожая усопшего в последний путь?
   Нет никакого сомнения, что этот рельеф – подделка времен Возрождения.

Смерть Архимеда

   Трудно подделать мозаику. Собрать из многих тысяч цветных стекол картину, да еще так, чтобы она походила на античную, – очень сложная и неблагодарная задача. Однако, видимо, ничего не устрашит мастера подделок, если он надеется сбыть фальшивку.
   В городской галерее города Франкфурта-на-Майне хранится "римская" мозаичная картина, приобретенная у наследников Жерома Бонапарта, брата Наполеона. Эту мозаику относили к I в. и. э. Считалось, что она найдена при раскопках в Геркулануме. "Не тронь мои чертежи" – то были последние слова Архимеда, когда он увидел занесенный над ним меч римского легионера. Эта сцена и изображена на мозаике.
   Однако почему на воине панцирь, который в I в. н. э. римляне еще не носили? Только со II в. н. э., когда Геркуланум и Помпея уже давно оказались под слоем пепла, в римской армии появляются такие металлические панцири. Развевающийся плащ воина меньше всего похож на римский. Поза легионера напоминает героев Возрождения или эпохи французской революции. Увы! Перед нами опять подделка!