Не бойся воды! (как научиться плавать)


Д. Лобысевич



Вдохни побольше воздуха, сядь на дно и медленно выдохни...

   Когда человек научился плавать? Конечно, задолго до того, как он стал человеком. Способность держаться на воде, плавучесть, свойственна живому телу.
   Вы сами можете это проверить. Когда будете купаться, встаньте неподалёку от берега и, сделав глубокий вдох, опуститесь на дно, охватите колени руками, вы тотчас почувствуете, как вода выталкивает вас. Не сопротивляйтесь, и вы всплывёте на поверхность. Это упражнение – "бочонок" – всегда показывают новичкам, чтобы они поняли, как хорошо вода держит человека.
   Почему же вода держит? Почему человек может плыть или даже просто лежать на воде, не шевелясь? Вы найдёте ответ, вспомнив закон Архимеда, который вы проходили по физике.
   Выходит, человек не может утонуть? Но тогда почему это всё же иногда случается, спросите вы.
   А вот почему. Ведь в отличие от "тела, погружённого в воду", о котором говорится в законе Архимеда, человек – живое тело. Каждую минуту мы делаем по шестнадцати вдохов и выдохов, то есть по шестнадцать раз изменяем объём нашей грудной клетки, и шестнадцать раз в минуту изменяется объём вытесняемой нами воды. К тому же верхняя часть нашего тела легче, чем нижняя, и ноги постепенно тонут, поэтому человек, чтобы держаться на воде в равновесии, должен делать движения.
   Если люди иногда тонут, то это происходит оттого, что, растерявшись, они не только не делают правильных, нужных движений, а, наоборот, барахтаются, беспорядочно болтая руками и ногами, и, сами того не замечая, мешают своему телу держаться на воде.
   Раскиньте руки, лягте в воде на спину, чуть-чуть шевеля ногами, – вы почувствуете, как вода поддерживает вас.


Вдохни и оттолкнись от дна, вода будет тебя поддерживать.

   Лежать, не шевелясь, в воде легче на спине, чем на груди: в этом положении легче дышать, потому что рот и нос находятся сверху. Так, на спине, обычно отдыхают пловцы.

Марафон пловцов

   Для умелого спортсмена-пловца нетрудно продержаться на воде много часов подряд. Отечественные пловцы часто устраивали марафонские проплывы на огромные расстояния: в Чёрном море – на пятьдесят – шестьдесят километров, по течению Волги – на двести.
   Международные марафонские проплывы чаще всего проходили в проливе Ла-Манш. Это очень трудная трасса. Ширина пролива в самом узком месте – тридцать два километра, температура воды – не более шестнадцати градусов; в Ла-Манше сильные течения, резко меняющие направление при отливах и приливах.
   Впервые Ла-Манш переплыл английский моряк Мэтью Уэбб. Это было в 1875 году. После Уэбба многие спортсмены пробовали переплыть пролив, но удалось это только через тридцать шесть лет. Вторым победителем Ла-Манша стал тоже английский моряк Томас Бургес. Во времена Бургеса не был еще известен современный стиль плавания – кроль. Бургес плыл на боку. В этот день погода была скверная, началась мёртвая зыбь. Бургеса укачало, и он даже хотел вернуться. Его друзья, которые плыли за ним на лодке, удержали его от этого. К утру погода улучшилась, вода как будто успокоилась. Но самое трудное ждало его около французских берегов, где проходят сильные течения. Бургесу пришлось бороться с ними, и эти последние пять миль оказались самыми тяжёлыми. У Бургеса начались галлюцинации, он погружался в дремоту, но всё же плыл. Он был крайне истощён, когда друзья крикнули ему, чтоб он опустил ноги. Бургес был уже у самого берега и встал на дно.
   В 1955 году четырнадцать пловцов – из них четыре женщины – взялись переплыть Ла-Манш наперегонки. Победил египетский спортсмен Абу Хейф. Он плыл кролем и достиг берега вдвое быстрее, чем Бургес или Уэбб.
   Вот какое преимущество даёт кроль. И не удивительно: ведь он выработан многими поколениями пловцов.
   Зачем мне понадобился весь этот экскурс в историю? Чтобы показать вам, как важно научиться плавать спортивным стилем. Начинать учиться плавать лучше сразу же правильно – по-спортивному.

Попробуйте проскользнуть между ног вашего товарища так, чтобы не задеть его.

Но если у вас нет инструктора, который мог бы показать вам правильные способы плавания, что же, откладывать обучение? Ни в коем случае. Учитесь плавать кролем без выноса рук: ребята называют этот способ "по-собачьи". Можете учиться и "по-лягушачьи". Последите за лягушонком, как ловко он продвигается в воде. От простого способа "по-лягушачьи" произошёл великолепный спортивный стиль брасс.

Это необходимо каждому

   Плавание занимает совсем особое место среди других видов спорта, оно необходимо каждому.
   Вот, скажем, футбол или фигурное катание – очень интересные занятия. Но большинство людей живёт, не овладев за всю свою жизнь этими видами спорта. И никакой беды с ними из-за этого не случается. Но за неумение плавать человек может поплатиться жизнью. Недаром людей, не умеющих плавать, в древней Греции называли "хромыми".
   Ребята, занимающиеся плаванием, быстро растут, у них правильно развиты все мышцы и позвоночник. Пловцы стройны, у них прекрасная осанка. Плавание исправляет сутулость, которая встречается у многих подростков.
   У всех пловцов широкая грудная клетка, хорошо развитые лёгкие. Исследования врачей показывают, что у некоторых пловцов-подростков объём лёгких значительно больше, чем у взрослых мужчин. И это естественно. Погружаясь в прохладную воду, человек невольно начинает дышать глубже, чем на берегу. А кроме того, плавая, он делает руками такие движения, которые помогают дыханию: разводит руки в сторону (в брассе), поднимает их вверх (в кроле). Эти движения усиливают вдох, и у пловцов постепенно увеличивается ёмкость лёгких.
   Глубокое дыхание улучшает и кровообращение. Плавание очень хорошо влияет на сердце, сосуды и нервную систему.
   Нет такого возраста, когда нельзя плавать. Плавают до глубокой старости, а начинать заниматься этим спортом нужно с детства.
   И надо сказать, что чем раньше начнёт спортсмен заниматься плаванием, тем лучших результатов он достигнет. В Венгрии учат плавать детей с шести лет. В Швеции двенадцатилетние ребята участвуют в состязаниях наравне со взрослыми. Советую и вам, ребята, не откладывая, начинать учиться плавать.

С чего начинать?


Движения рук и ног разучивай сначала на суше, а потом в воде.

   Мои ученики начинают учиться плавать, когда только-только ещё растаял снег. И учатся они не на реке, конечно, а в нашем физкультурном зале. На уроке я показываю ребятам упражнения, которые помогут им освоиться с водой, разучиваю движения кроля, брасса, кроля без выноса рук, учу правильно дышать.
   Рассмотрите внимательно упражнения, которые показаны на этих рисунках, проделайте их сначала на берегу, а потом на мелком месте в воде.

Вот так надо дышать, когда разучиваешь кроль без выноса рук.

   Кроль без выноса рук вы разучите быстро. С самого начала старайтесь плавать правильно, спортивно. Держитесь на воде в горизонтальном положении (так уменьшается сопротивление воды). Не держите голову высоко. При выдохе лицо должно быть в воде, при вдохе голову поднимайте так, чтобы только рот был над водой. Вдох надо делать через рот, а выдох – через рот и нос прямо в воду.
   Станьте на неглубоком месте и, нагнувшись, опустите лицо в воду. Выдохните воздух, поднимите лицо, вдохните и снова выдохните в воду. Затем разучите дыхание вместе с движениями рук.
   Очень важно, чтобы правильно работали ноги. С нашим знаменитым пловцом Леонидом Мешковым был такой случай на войне. Когда Мешков, командир разведотряда, выполнив задание в тылу врага, переходил со своими солдатами линию фронта, фашисты обнаружили разведчиков и открыли огонь. Одному из солдат, Кулакову, оторвало кисть руки. Мешков наложил ему жгут, и отряд продолжал свой путь. Перед ними была широкая река. Мешков, поддерживая раненого Кулакова, пополз к реке, но был сам ранен в лопатку и потерял сознание. Придя в себя, Мешков увидел, что правая рука его безжизненно повисла. Тогда он здоровой рукой подхватил Кулакова и бросился вместе с ним в воду. Работая в воде только одними ногами, он переплыл реку и вынес раненого на берег.
   Движения ног в кроле, казалось бы, несложны: вверх-вниз, вверх-вниз. Но помните, что мускулы ног не должны быть сильно напряжены и ударять ими по воде нужно таким движением, будто это бичи. Представьте себе, что нога – бич, рукоять которого – ваше бедро. Удары ног по воде так и называются – "бичующими". Спортсмены отрабатывают их на суше и в воде, держась за плавательные доски.
   На лето я даю всем ребятам задание. Тот, кто не умеет плавать, получает задание научиться. И большинство выполняет его. Надо быть очень ленивым человеком, чтобы за три летних месяца не научиться плавать. Таких людей просто жалко: ведь они лишают себя огромного удовольствия, которое доставляет плавание.