Маляр Нико (о Николае Пиросмани)


Э. Голубева


   Окраины Тбилиси хорошо знали его. Он бродил по узким улочкам, мощенным овальными камнями – высокий, худой, молчаливый. Бледное лицо, обрамленное темной бородкой. По-детски ясный взгляд. Во всем облике – спокойствие и благородство. Знакомые в шутку звали его "графом".

    Дворник (1904)

   Художник Николай Пиросманашвили, он же Нико Пиросмани, просто Нико, бедняк из бедняков. Оборванный, вечно голодный, он шагал по улицам рабочих окраин с ящиком, где лежали краски и самодельные кисти. На крышке ящика рисунок: джентльмен в цилиндре...

                                                 Натюрморт (1900-е)

   Винные погребки, мелочные лавки, духаны, трактиры – здесь его работа, его хлеб. Он рисовал вывески на жести, расписывал стены, делал картины по заказу хозяев. Плата известная – миска похлебки. Правда, если заказчик останется доволен работой. Нико поднесут стакан вина... Денег ему, как правило, не платят. Да он и не требует. Что дают – тем и доволен. Чудак...

                                                                                                             Маргарита (1909)

   И верно, чудак. Влюбился в приезжую знаменитость, актрису Маргариту, а было это ещё в молодые годы, когда кое-что имелось и у него за душой. Влюбился, совсем голову потерял, дом заложил, скупил все цветы в округе, и целый час несли и несли эти цветы в комнату актрисы...

   Медведь при лунном свете (1905)

   Гастроли кончились. Маргарита уехала, не простившись, в свой далекий Париж.
   С тех пор никто не видел Пиросмани смеющимся. Нико жил, кочуя от одного заказчика к другому, работал в подвалах, где свет едва пробивался сквозь тусклые стекла. А ночевал чаще всего под открытым небом. Неохотно пускали бродягу на постой. Никто не звал его художником. "Маляр". Иначе к нему не обращались.

                                                                                     Разбойник с краденой лошадью

   ...Это произошло летом 1912 года. Трое студентов – два будущих художника и поэт – приехали на каникулы из Петербурга. На вокзальной площади их внимание привлекла большая вывеска: "Трактир "Варяг". Стремительный крейсер скользил по бурному морю...

   Ортачальская красавица с веером

   Молодые люди вошли в трактир. И остановились, изумлённые. На стенах висели картины, подобных которым они никогда не видели. С первого взгляда ясно: художник – самоучка, но таланта необыкновенного.

                                       Пастух в бурке на красном фонe

Его картины предельно просты, все персонажи взяты из повседневной жизни – охотник с ружьём, грузин, подымающий рог с вином, пастух в черной бурке, старик-отшельник... Но чудом искусства эти простые люди как бы приподняты над обыденностью жизни. Каждая картина – гимн природе, человеку, всему земному! Во всем видна традиция древнего народного искусства: единство поэтичной сказки и жизненной правды.

   Русско-японская война (1906)

   Вот что увидели студенты в картинах Нико. Увидели и полюбили навсегда.
   А один из них – художник Кирилл Зданевич – всю свою жизнь посвятил Пиросмани. Он первым стал собирать картины Нико, пропагандировать его искусство. Он помогал Нико, как только мог.
   В поисках картин Пиросмани Кирилл Зданевич объездил всю Грузию. Нередко он тратил на покупку картин последние деньги, и семья его сидела на хлебе и воде. К. Зданевич написал о Нико Пиросманашвили книгу. Прочитайте её.