Хитрый крестьянин (пенджабская народная сказка)


   Жил-был один крестьянин. Посеял он как-то на своем поле сахарный тростник, – сначала землю как следует вскопал да разрыхлил, удобрил ее и обильно полил. Удался тростник ка славу. И был этот тростник лучше, чем у всех остальных жителей деревни – уж такие были у него стебли мягкие, сочные, длинные.
   Крестьянин зорко охранял свое поле, но однажды случилось ему уйти по какому-то делу домой, в деревню. А тем временем к его полю подошли трое людей – жрец, брадобрей и деревенский музыкант. Они давно прослышали, что тростник у нашего крестьянина – ах, какой вкусный. Увидели поле – слюнки у них так и потекли. Огляделись, видят – никого нет. Не мешкая, взялись они за дело, вдоволь наломали себе стеблей и двинулись к деревне.
   Подошли они к дому того крестьянина, а он – им навстречу, за водой идет. Увидал крестьянин столько стеблей, догадался, откуда они, и страсть как рассердился. Но поразмыслив, что разом с тремя ему не справиться, он решил действовать иначе. Крестьянин приветливо поздоровался с путниками, разостлал возле колодца коврик, предложил им присесть, отдохнуть да поговорить о том о сем.
   – Вы, пандит джи, – обратился крестьянин к жрецу, – человек высокодостойный. Почитать вас – мой долг. Беды нет, коли вы наломали моего тростника, кушайте на здоровье.
   И вы, соседушка брадобрей, лицо уважаемое. Так кушайте на здоровье мой тростник. А вот ты, музыкант, ты что же это столько стеблей наломал?
   С этими словами крестьянин кинулся на музыканта и побил его. Тот бросился бежать со всех ног, даже тростник забыл с собой захватить.
   Когда музыкант был уже далеко, крестьянин сказал:
   – Да, да, вот пандит джи – человек достойный, встретишь его – он тебе даст благословение, и супруга его – женщина отличнейшая. Мой долг служить им обоим, а ты, брадобрей, зачем ты ломал мой тростник? Отвечай!
   И крестьянин пребольно избил брадобрея своим башмаком. Тот пустился бежать – только его и видели.
   Остался крестьянин вдвоем со жрецом. Посидели они немножко, вот крестьянин и говорит:
   – Послушай-ка, брахман, ты разве поливал мое поле, что без разрешения наломал себе сахарного тростника?
   После этих слов крестьянин больно-пребольно побил жреца и отнял у него тростник.
   Вот какую хитрость придумал крестьянин. С тех пор слава о его силе да храбрости пошла так далеко, что никто больше уже не покушался на его поле.

Перевела с пенджаби Н. Толстая.
Гравюра К. Овчинникова.