Рисунки Алексея Федоровича Пахомова



В. Конашевич


      Рисунки Алексея Федоровича Пахомова вы всегда узнаете. Обычно он работает простым свинцовым карандашом. Оттого его серебристо-серые рисунки не так ярки, не так декоративны, как говорят художники. Однако мы их любим и ценим больше многих других, более нарядных. Чем же они нас особенно привлекают?

Алексей Фёдорович Пахомов (1900–1973)

   Возьмите книжку Л. Н. Толстого "Котёнок" и найдите в ней страницу, на которой нарисованы три женщины с котятами. Они выбирают, какого котенка оставить, какого кому отдать. Я уверен, что многие из вас скажут: "А я видел этих тетенек: и ту вот, молодую, и старую!" И понятно почему: лица женщин так живы, так выразительны, что кажется, будто с ними встречался где-то.

Иллюстрация А. Ф. Пахомова к рассказу Л. Н. Толстого "Котёнок"

   Посмотрите внимательно на их лица. На чистом, нежном лице девушки вы увидите спокойное внимание. Она довольна своим выбором и нежно ласкает котеночка. Женщина средних лет, стоящая слева на коленях, рассматривает котенка, которого выбрала за славную мордочку и белые лапки. Он ей нравится, – это видно по ее лицу. А что еще вы можете прочесть на этом худощавом лине? Эти запавшие, когда-то большие глаза, эти складки на лбу – они говорят вам, что женщина прожила не легкую жизнь, что бывали у нее и трудные дни, полные забот. Сравните-ка ее лицо с безмятежным личиком девушки на том же рисунке!


      К роману Н. Островского "Как закалялась сталь"

   Многое можно прочесть в лицах людей на рисунках Алексея Федоровича. А руки! Они тоже говорят о многом. Недаром великий испанский художник Гойя как-то сказал, что за портрет с руками надо брать вдвое дороже. Этим он хотел показать, как трудно хорошо, верно нарисовать человеческие руки. В самом деле: руке человека доступны самые разнообразные движения. Руки могут колоть дрова – и играть на скрипке; могут копать землю – и делать самые тонкие кружева. Привычные трудовые движения изменяют форму руки: рука человека всегда носит отпечаток того труда, которым занимается всю жизнь.    Посмотрите на руки этих трех женщин на рисунке А. Ф. Пахомова: нежные, белые руки молодой девушки, еще не натруженные тяжелой работой; грубоватая, много поработавшая рука женщины средних лет; почерневшие, в узлах и морщинах руки старухи!

      К стихам В. Маяковского "Что такое хорошо, что такое плохо?"

   Алексей Федорович хорошо знает, как выразительны руки человека, и часто их рисует, чтобы побольше рассказать о своем герое.
   Художник Пахомов обладает совершенно исключительной наблюдательностью. Его знания людей глубоки и обширны. Но он не только знает людей, – он умеет, – как никто, может быть, другой – просто и ясно рассказать нам о них много такого, чего мы сами никогда бы и не заметили.


"За водой". Серия рисунков "Ленинград в дни блокады"

   Образ Павла Корчагина в иллюстрациях А. Ф. Пахомова к роману Н. Островского "Как закалялась сталь" так точно найден, что мы уже не можем представить себе его другим, так же, как и остальных героев этого романа.
   Юноша, спасший девочку в "Балладе о неизвестном герое" О. Маршака, на рисунке Л. Ф. Пахомова – простой парень, такой, каких мы постоянно встречаем на улице и в трамвае.
   А дети! Посмотрите рисунки Л. Ф. Пахомова к Маяковскому "Что такое хорошо, что такое плохо?" или "Кем быть?". Вы увидите там наших советских ребят, которых привыкли видеть вокруг.
   В страшные дни блокады Ленинграда Алексей Федорович создал ряд замечательных рисунков, в которых правдиво, с огромной силой показал не только бедствия осады, но и самоотверженный труд измученных людей, охраняющих и восстанавливающих свой родной город. Эти глубоко художественные рисунки войдут в историю Отечественной войны, как драгоценный документ.