Откуда пошли Олимпийские игры




   Роспись с древнегреческой вазы: состязания юношей в прыжках через прут

   Три тысячи лет назад в прекрасной Элладе далёкие предки современных греков – эллины – провели первую олимпиаду.
   Эллины ценили красоту, и красивыми у них считались люди крепкие, ловкие, здоровые. С самых ранних лет они приучали своих детей к физическим упражнениям, состязаниям в силе и быстроте, к подвижным играм на свежем воздухе. Словом, по-нашему говоря, – к физкультуре и спорту.
   Но спорт немыслим без соревнования, без борьбы за первенство, и в маленьких государствах, на которые была разделена Эллада, устраивались спортивные праздники.
   Потом возник обычай проводить состязания с участием атлетов всей Эллады. Проводились состязания эти у подножия горы Олимп, в маленьком эллинском государстве Элиде, и назывались Олимпийскими играми.
   Эллины очень любили приписывать своим богам и героям участие в жизни людей. О происхождении Олимпийских игр в Элладе тоже существовала легенда. Вот она.
   Оракул предсказал царю Эномаю, что он погибнет от руки мужа своей дочери Гипподамии. Тогда Эномай объявил, что отдаст дочь лишь тому, кто победит его в состязании на колесницах. Но горе жениху, если он будет побеждён! Его ждёт смерть. Так прекрасна была Гипподамия, что даже страх смерти не останавливал юношей. Однако все они погибали от руки жестокого Эномая, потому что не было ему равного в искусстве управлять колесницей, да и кони у него были быстрее самого быстрого ветра. И вот однажды пришёл к царю внук Зевса Пелопс.
   – Ты хочешь получить мою дочь? – с усмешкой сказал ему Эномай. – Да разве не знаешь ты, сколько героев сложило за неё головы?
   – Не страшит меня участь погибших героев, – ответил гордо Пелопс.

   Роспись с древнегреческой вазы: юноша, бросающий диск

   Он вступил в единоборство с Эномаем. В этом единоборстве жестокий царь погиб, разбившись со своей колесницей. Пелопс женился на Гипподамии и стал царём вместо Эномая. По легенде, внук Пелопса Геракл ввёл Олимпийские игры в память о победе своего деда.
   Но это легенда. Историческое предание совсем по-другому объясняет происхождение Олимпийских игр. Около трёх тысяч лет назад, обеспокоенный беспрестанными распрями и войнами, которые вели между собой эллины, царь Элиды Ифит предложил правителю Спарты Ликургу заключить договор, "дабы не оружием и кровью, а силой и ловкостью величие людей утверждалось". По этому договору, раз в четыре года предполагалось проводить большие спортивные празднества, во время которых должен был смолкать звон оружия во всей Элладе.
   Не только местность у подножия Олимпа объявлялась священной, но и вся Элида. Никто не имел права вступать в неё с оружием в руках. Ликург согласился на предложение Ифита, и в честь этого были устроены большие спортивные состязания. Договор об Олимпийских играх был высечен на диске, который пролетел дальше всех. Диск положили в храм Геры, где он и хранился больше тысячи лет.
   В Олимпии, в живописной долине реки Алфея, у подножия холма Кроноса, возвышался знаменитый храм с огромной статуей повелителя богов Зевса. Золотая статуя была так красива и величественна, что ещё в древности считалась одним из семи чудес света. Неподалёку от храма Зевса, близ священной рощи, находились спортивные сооружения: гимназий, палестра и стадион. Здесь эллинские юноши обучались различным упражнениям, развивая силу и ловкость.
   Три года царила в священной роще тишина. Но каждый четвёртый год, после летнего солнцестояния, в первый месяц, начало которого совпадало с новолунием, открывался великий праздник эллинов – Олимпийские игры.
   Перед открытием игр во все концы Эллады направлялись глашатаи. Они сообщали народу весть о сроках олимпиады и объявляли экихирею – священное перемирие.

   Древнегреческая скульптура: борцы

   Вначале Олимпийские игры управлялись одним судьёй, который обязательно должен был быть потомком царя Ифита. Со временем число судей достигло десяти. Эти судьи назывались элланодиками.
   Олимпийские игры подчинялись строжайшим правилам и начинались торжественной клятвой участников свято соблюдать их. Основное правило гласило: победа добывается в честной борьбе. Недаром на статуе Зевса была надпись: "Не деньгами, но быстротою ног и силою приобретается олимпийская победа".
   Сначала атлеты состязались только в коротком беге – на одну стадию, то есть на 192 метра 27 сантиметров. От названия этой первой дистанции пошло слово "стадион". Греческий стадион не походил на наши современные. Это была просто-напросто прямая дорожка длиной в одну стадию. На концах дорожки стояло по столбу. Когда позднее был введён бег на две стадии, эллинские атлеты добегали до столба и, обогнув его, возвращались к месту старта. Самой длинной дистанцией был бег на двадцать четыре стадии, что составляло около четырёх с половиной километров.
   Постепенно программа расширялась. Были введены состязания в езде на колесницах, в борьбе, в беге с оружием и, наконец, состязания по пентатлону. В пентатлон входили прыжки в длину, бег, борьба, метание копья и диска. Это был прообраз современного пятиборья.

   Скульптура эллинского ваятеля Поликтета: дискобол (метатель диска)

   Крупнейшие деятели древней Эллады не раз были участниками олимпиад. В беге на колесницах состязался царь Македонии Филипп, отец Александра Великого, а знаменитый математик Пифагор был победителем олимпиады в кулачном бою.
   Олимпийские игры интересовали всех эллинов. Толпы людей, по-праздничному украшенных цветами, стекались со всех концов страны в Олимпию.
   Заняв ещё с вечера удобное место, они всю ночь терпеливо ожидали открытия состязаний. Древнегреческий писатель Лукиан, который пять раз бывал на Олимпийских играх, рассказывал, что ни зной палящего солнца, ни томительная жажда, ни пыль и теснота не могли сломить терпение зрителей. Выходит, и три тысячи лет назад уже существовали болельщики. Так же, как в наше время, они волновались и кричали, подбадривая своих любимцев. Так же, как в наше время, они готовы были любой ценой попасть на состязания.
   Всем женщинам, за исключением жрицы храма Геры, под страхом смерти запрещалось смотреть на игры. Предание говорит о женщине, которая, переодевшись в мужскую одежду, проникла на стадион. Это была Ференика. Она руководила тренировкой своего сына и хотела быть свидетельницей его победы. Однако ей не удалось обмануть строгих элланодиков. Ференику схватили. Ей грозила казнь. Её должны были сбросить со скалы в пропасть. Судьи пощадили Ференику лишь ради того, что и отец её, и брат, и муж, и сын в разное время были победителями Олимпийских игр.
   Однажды крестьянин по имени Демил увидел, как его сын Главк ударом кулака вогнал соху в землю. Поражённый такой силой, он привёл юношу на Олимпийские игры. Но во время боя Главк стал слабеть. Демил заметил это. Волнуясь, как полагается болельщику, он закричал, перекрывая шум толпы: "Сын мой, не поддавайся! Вспомни соху!" Услышав слова отца, Главк собрал все свои силы, нанёс противнику сокрушительный удар и одержал победу.

   Роспись с греческой вазы: колесница перед состязаниями

   Мудрец-философ Сократ тоже был болельщиком. Он приходил в Олимпию из Афин пешком, проделав добрых двести километров пути. Когда один афинянин ужаснулся, узнав об этом, Сократ ответил ему: "Любезный друг, что тебя ужасает? Подумай-ка, разве ты не ходишь в течение целого дня по своему дому? Если ты сложишь все свои прогулки по дому за пять – шесть дней, то получишь расстояние, не меньшее, чем от Афин до Олимпа".
   Не было в Греции ничего почётнее, чем победа на Олимпийских играх. Торжественная церемония вручения наград происходила в последний день олимпиады перед храмом Зевса. Из срезанных золотым ножом ветвей священного оливкового дерева сплетались венки, и элланодики возлагали их на головы победителей. Глашатаи громко выкрикивали имя каждого юноши, увенчанного победой, название города, откуда он родом, и имя отца. Лучшие ваятели высекали из мрамора статуи победивших атлетов, и эти статуи устанавливались в храме Зевса. По возвращении на родину героя ожидали новые почести. Поэты посвящали ему хвалебные оды, его освобождали от налогов, для него отводили лучшие места в театре. Иногда в знак особого почёта для въезда победителя прорубали проход в городских стенах.
   Первые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. Двенадцать столетий выполнялись условия договора Ифита с Ликургом. Но вот римляне завоевали Элладу, и прекрасный национальный обычай понемногу стал забываться. Потом, с распространением христианства, римский император Феодосии совсем запретил Олимпийские игры, как языческие.
   Они были возобновлены лишь через много веков, уже в наше время.