История оперы Н. Римского-Корсакова "Снегурочка"


О. Томпакова


   "Давным-давно жил народ берендеи. Мирно жили они, любило их само могучее Ярило-Солнце! И вдруг случилось диво-дивное: прогневалось Солнце на берендеев, отвернулось от них и стал хозяйничать в стране жестокий Мороз. Думают да гадают берендеи, в чем провинились они перед Солнцем, ничего придумать не могут. А ведь неспроста сердилось Солнце: в густых лесах страны берендеев прячет от Солнца свою дочку Снегурочку старый дед Мороз. Холодна, как снежинка, Снегурочка, но дивной красотой и звонким голосом одарила ее мать Весна. Больше всего на свете любит Снегурочка песни. Вот и захотелось ей пойти к людям, послушать, как поет веселый пастушок Лель..." – Плавно льется речь рассказчицы, и, затаив дыхание, слушает ее маленький сероглазый мальчик.
   – Еще, нянюшка, еще, – умоляюще просит он.
   Эту сказку он любит больше всех других, может слушать се без конца. Сказка кажется ему прекрасной, как музыка. Мальчик подходит к роялю, наигрывает то, что подсказывает ему фантазия, – про Снегурочку и Леля, про смешного царя Берендея, про Лешего. В музыку сами собой вплетаются мелодии народных песен. А песен он знает множество. Под ловкими пальцами маленького музыканта звучит то протяжный наигрыш пастушьей дудочки, то веселый напев "Проводов масленицы", то плавные мелодии старинных хороводных песен.
   ...Прошли годы. И вот в русской музыке появилось имя нового замечательного композитора – Николая Андреевича Римского-Корсакова.
   Став композитором, Римский-Корсаков не забыл сказку о Снегурочке. Композитор мечтал написать оперу-сказку. Но народные сказки о Снегурочке были слишком коротки для того, чтобы писать по ним оперу.
   И вот в 1873 году выходит из печати пьеса А. Н. Островского "Снегурочка". Композитору казалось, будто Островский угадал его самые сокровенные мечты, пьеса так и просилась на музыку. Но Римский-Корсаков не торопился. Больше двух лет изучал он старинные народные песни, слушал, записывал, чтобы их напевным языком рассказать о Снегурочке.
   Весну и лето 1880 года Римский-Корсаков пропел в лесной глуши, в деревне Стелево. Все здесь отвечало тогдашнему настроению композитора. "Какой-нибудь толстый корявый сук или пень, поросший мхом, казался мне лешим или его жилищем – вспоминал Римский-Корсаков, – лес "Волчинец" – заповедным лесом. Копытецкая горка – Ярилиной горой, тройное эхо, – как бы голосами леших и других чудовищ". Композитор почти не отрывался от работы.
   Премьера "Снегурочки" состоялась 29 января 1881 года в Петербурге. Успех оперы был неслыханный. Музыку Римского-Корсакова называли удивительной. Особенно понравилась она маленьким слушателям.
   И в самом деле, "Снегурочка" – удивительная опера! Как это бывает и в русских сказках, тут вместе действуют и люди и сказочные существа. Бобыль с бобылихой, Лель, Мизгирь, Купава – это обычные люди. Только живут они в те далекие времена, когда люди поклонялись солнцу, ветру, воде, верили в русалок, домовых, леших. А музыка Римского-Корсакова – будто листы старинной книги с яркими картинками. Перевернем одну страницу – увидим веселый праздник Проводов Масленицы, перевернем другую – перед нами окажется заколдованный лес, третью – очутимся среди пестрых хороводов, поющих славу Яриле-Солнцу.
   А вот Снегурочка, Мороз, Весна, Леший – существа диковинные, но не страшные. Сквозь завывание вьюги и свист ветра доносится бодрая песня деда Мороза. Душевна Царица-Весна: она всегда окружена цветами, веселыми птичьими хороводами. Прекрасен образ Снегурочки, нежный, хрупкий, задумчивый. "Девушка-ландыш", – ласково называл сам композитор Снегурочку.
   Погибает Снегурочка, тает под горячими лучами Солнца. Музыка ее последней арии печальна и светла, это одно из лучших творений Римского-Корсакова.
   Но гибель Снегурочки не нарушает жизнерадостного тона оперы. Вернулось на землю солнечное тепло, и радостной песней славит народ Ярилу-Солнце, источник жизни и благоденствия.