Русские народные инструменты (гусли, балалайка, рожок, кувички)


И. Лотман


   Всем нам известные русские народные инструменты: гусли, балалайка, рожок и другие – очень древнего происхождения. О многих из них рассказывается еще в былинах.
   Храбрый богатырь Добрыня Никитич, например, свое пение сопровождал игрой на гуслях...

... Учал он по стрункам похаживать
Учал он голосом поваживать
Зачал в гусли играть – приговаривать:
Все на пиру приутихли – сидят.
Сидят на него поглядывают...

говорится в былине.
   Искусным гусляром был и герой другой былины – Садко. Он спустился на дно морское и своей музыкой пленил всех обитателей подводного царства. О замечательной игре Баяна на гуслях упоминается в "Слове о полку Игореве". Слушателям его казалось, что "Баян не десять пальцев, а будто десять быстрокрылых соколов на струны вскидывал" и струны, как живые, рокотали под его пальцами и лились вдохновенные песни.
   Почему же в старину именно этот инструмент был одним из самых излюбленных? Потому, что гусли легко изготовлять и удобно носить с собою.
   В одной старинной песне поется про детинушку, который несет на одном плече ружье, а на другом – гусли. Еще в XVIII веке почти каждый солдат имел гусли и играл на них.
   Гусли имеют вид небольшого дощатого ящика, на котором натянуты струны. Ящик этот образует тело инструмента и усиливает звук, дает резонанс, – иначе звук получался бы слабым. Особую звонкость придают гуслям некоторые породы дерева: белый клён, яблоня, рябина.

... Срубили яблоньку под самый
корешок
Раскололи ее на доски на тонкие.
На доски на тонкие, делать гусли
звонкие.

   Металлические, иногда золоченые и даже золотые, струны гуслей прикрепляются с одного конца инструмента наглухо, а с другого – к стерженькам.
   Гусляр сидит во время игры, положив гусли на колени. Он перебирает струны обеими руками, щиплет их. Если надо приглушить звук, он накладывает на струны ладонь, а концы пальцев в это время касаются других струн. Гусляры обычно выступают группами, ансамблями или же участвуют в народном оркестре.
   Однако гусли не единственный инструмент древности. Старинная поговорка гласит: "У Еремы гусли, а у Фомы домра".
   Родина домры на востоке нашей страны – у бурят и татар. А попала она в древнюю Русь, вероятно, с полчищами Батыя и Мамая. От домры произошла балалайка – один из самых любимых и распространенных народных инструментов.
   У домры кузов – полукруглый, а у балалайки он получил треугольную форму. Это очень упростило изготовление инструмента. Стоит только склеить несколько плоских треугольных дощечек – и кузов готов! Достаточно приклеить плоскую, длинную дощечку-шейку, – и готово уже все тело, весь корпус. Так создался совсем новый инструмент.
   У домры звук певучий, нежный, а у балалайки более отрывистый, задорный. На домре играют особым способом, с помощью небольшой костяной пластинки, а на балалайке ударяют по струнам пальцами. Вероятно за свой веселый, как бы задорный, звук, этот инструмент стали называть "балалайкой-балабайкой".
   Балалайка появилась в начале XVIII века. В деревне и в городе многочисленные балалаечники обычно сами изготовляли себе инструменты.
   Кроме струнных народных инструментов существуют еще и духовые. Это большие военные рога, трубы самых разных размеров, пастушьи рожки, дудки, свирели, кувички, жалейки и другие. Звук в них получается от вдувания воздуха ртом. Из чего их только не делают! Тут и коровьи пустотелые рога и кусочки дерева разных пород, и береста, и тростник, и проволочки, и кожа. Звук у них бывает иногда мягкий, иногда пронзительный. Почти из любого материала можно создать несложный духовой инструмент. Но, конечно, мастер должен знать некоторые неприметные "секреты". Вот что получилось, когда один ученый-музыкант Привалов решил изготовить простой пастуший рожок, такой, какие во множестве были распространены в бывших Новгородской, Тверской, Смоленской, Московской и Владимирской губерниях.
   Рожок – это трубочка, с небольшим расширением и раструбом нижнего конца. Каждую половинку этой трубочки выстругивают отдельно, затем их склеивают, а шов прокладывают паклей. Потом рожок плотно оборачивают берестой. Вдоль трубочки, по длине рожка, делают отверстия. В "верхнем" узком конце рожка – мундштук-чашечка, – в нее вкладывают губы, когда вдувают воздух.
   Привалов выточил совершенно такой рожок, каких немало он видел в деревнях. Но мундштук он усовершенствовал, сделал по образцу мундштуков оркестровых инструментов. И что же? Звук рожка, обычно нежный, стал походить на дико воющую трубу. Тогда Привалов заменил свой мундштук обычным, как у деревенского рожка. Но опять его ожидал неприятный "сюрприз": дикий вой перешел в мрачный хрип.
   В чем же заключается секрет неудачи Привалова? Казалось, все в точности совпадает: и форма, и размер. Но Приваловский рожок упорно хрипел. Прошло не мало времени, прежде чем Привалов понял в чем "секрет" рожка. Он изготовил свой рожок из дерева яблони, а пастухи вырезали рожки из можжевельника. И ни одно дерево (кроме пальмы), в этом убедился теперь Привалов, не могло заменить можжевельника.
   Рожечники часто устраивали ансамбли, объединялись. Бывали замечательно сыгравшиеся, как говорят, "подладившие" мастера игры на рожках. Играли они, обычно, на рожках с разной высотой звука. Так, например, в одной деревне жили три друга – искусные рожечники. Они "наладились" играть втроем и нередко выступали у себя в деревне. Потом они уехали в Петербург. Там они поселились в разных концах города: Никита Корзинов, рабочий Путиловского завода, за Нарвской заставой, Иван Колобков – за Московской заставой. Но и это не помешало их любимому занятию. В часы отдыха они по-прежнему собирались вместе, чтобы поиграть на любимом инструменте.
   Мы рассказали лишь о некоторых народных инструментах. На самом деле их гораздо больше. Почти каждая местность имеет свои особые инструменты.
   Например, лет пятьдесят назад только в Курской области по низменным берегам Реута можно было услышать кувички.
   Летними вечерами, когда водили хоровод, в середину его выходили музыканты – девушка с кувичками в руках и парень, играющий на дудке.
   Кувички – это пять тростниковых дудочек, не связанных между собою. Одни из них короче, другие длиннее, так что все они издают различные звуки. Кувички держат в руке и, быстро передвигая, подносят ко рту то одну, то другую дудочку, чтобы вдуть в нее воздух. "Фитгавить, фитювить!" – громко и резко звучат кувички, а "дуда-веселуха" в умелых руках парня звонко разыгрывает веселые плясовые.
   Чудесные, простые музыкальные инструменты остались нам от глубокой древности, и мы должны бережно хранить, развивать и совершенствовать это древнее искусство.