Русские народные инструменты (гусли, балалайка, рожок, кувички)


И. Лотман


   Всем нам известные русские народные инструменты: гусли, балалайка, рожок и другие – очень древнего происхождения. О многих из них рассказывается еще в былинах.
   Храбрый богатырь Добрыня Никитич, например, свое пение сопровождал игрой на гуслях...

... Учал он по стрункам похаживать
Учал он голосом поваживать
Зачал в гусли играть – приговаривать:
Все на пиру приутихли – сидят.
Сидят на него поглядывают...

говорится в былине.
   Искусным гусляром был и герой другой былины – Садко. Он спустился на дно морское и своей музыкой пленил всех обитателей подводного царства. О замечательной игре Баяна на гуслях упоминается в "Слове о полку Игореве". Слушателям его казалось, что "Баян не десять пальцев, а будто десять быстрокрылых соколов на струны вскидывал" и струны, как живые, рокотали под его пальцами и лились вдохновенные песни.
   Почему же в старину именно этот инструмент был одним из самых излюбленных? Потому, что гусли легко изготовлять и удобно носить с собою.
   В одной старинной песне поется про детинушку, который несет на одном плече ружье, а на другом – гусли. Еще в XVIII веке почти каждый солдат имел гусли и играл на них.
   Гусли имеют вид небольшого дощатого ящика, на котором натянуты струны. Ящик этот образует тело инструмента и усиливает звук, дает резонанс, – иначе звук получался бы слабым. Особую звонкость придают гуслям некоторые породы дерева: белый клён, яблоня, рябина.

... Срубили яблоньку под самый
корешок
Раскололи ее на доски на тонкие.
На доски на тонкие, делать гусли
звонкие.

   Металлические, иногда золоченые и даже золотые, струны гуслей прикрепляются с одного конца инструмента наглухо, а с другого – к стерженькам.
   Гусляр сидит во время игры, положив гусли на колени. Он перебирает струны обеими руками, щиплет их. Если надо приглушить звук, он накладывает на струны ладонь, а концы пальцев в это время касаются других струн. Гусляры обычно выступают группами, ансамблями или же участвуют в народном оркестре.
   Однако гусли не единственный инструмент древности. Старинная поговорка гласит: "У Еремы гусли, а у Фомы домра".
   Родина домры на востоке нашей страны – у бурят и татар. А попала она в древнюю Русь, вероятно, с полчищами Батыя и Мамая. От домры произошла балалайка – один из самых любимых и распространенных народных инструментов.
   У домры кузов – полукруглый, а у балалайки он получил треугольную форму. Это очень упростило изготовление инструмента. Стоит только склеить несколько плоских треугольных дощечек – и кузов готов! Достаточно приклеить плоскую, длинную дощечку-шейку, – и готово уже все тело, весь корпус. Так создался совсем новый инструмент.
   У домры звук певучий, нежный, а у балалайки более отрывистый, задорный. На домре играют особым способом, с помощью небольшой костяной пластинки, а на балалайке ударяют по струнам пальцами. Вероятно за свой веселый, как бы задорный, звук, этот инструмент стали называть "балалайкой-балабайкой".
   Балалайка появилась в начале XVIII века. В деревне и в городе многочисленные балалаечники обычно сами изготовляли себе инструменты.
   Кроме струнных народных инструментов существуют еще и духовые. Это большие военные рога, трубы самых разных размеров, пастушьи рожки, дудки, свирели, кувички, жалейки и другие. Звук в них получается от вдувания воздуха ртом. Из чего их только не делают! Тут и коровьи пустотелые рога и кусочки дерева разных пород, и береста, и тростник, и проволочки, и кожа. Звук у них бывает иногда мягкий, иногда пронзительный. Почти из любого материала можно создать несложный духовой инструмент. Но, конечно, мастер должен знать некоторые неприметные "секреты". Вот что получилось, когда один ученый музыкант Привалов решил изготовить простой пастуший рожок, такой, какие во множестве были распространены в бывших Новгородской, Тверской, Смоленской, Московской и Владимирской губерниях.
   Рожок – это трубочка, с небольшим расширением и раструбом нижнего конца. Каждую половинку этой трубочки выстругивают отдельно, затем их склеивают, а шов прокладывают паклей. Потом рожок плотно оборачивают берестой. Вдоль трубочки, по длине рожка, делают отверстия. В "верхнем" узком конце рожка – мундштук-чашечка, – в нее вкладывают губы, когда вдувают воздух.
   Привалов выточил совершенно такой рожок, каких немало он видел в деревнях. Но мундштук он усовершенствовал, сделал по образцу мундштуков оркестровых инструментов. И что же? Звук рожка, обычно нежный, стал походить на дико воющую трубу. Тогда Привалов заменил свой мундштук обычным, как у деревенского рожка. Но опять его ожидал неприятный "сюрприз": дикий вой перешел в мрачный хрип.
   В чем же заключается секрет неудачи Привалова? Казалось, все в точности совпадает: и форма, и размер. Но Приваловский рожок упорно хрипел. Прошло не мало времени, прежде чем Привалов понял в чем "секрет" рожка. Он изготовил свой рожок из дерева яблони, а пастухи вырезали рожки из можжевельника. И ни одно дерево (кроме пальмы), в этом убедился теперь Привалов, не могло заменить можжевельника.
   Рожечники часто устраивают ансамбли, объединяются. Бывают замечательно сыгравшиеся, как говорят, "подладившие" мастера игры на рожках. Играют они, обычно, на рожках с разной высотой звука. Так, например, в одной деревне жили три друга – искусные рожечники. Они "наладились" играть втроем и нередко выступали у себя в деревне. Потом они уехали в Петербург. Там они поселились в разных концах города: Никита Корзинов, рабочий Путиловского завода, за Нарвской заставой, Иван Колобков – за Московской заставой. Но и это не помешало их любимому занятию. В часы отдыха они по-прежнему собирались вместе, чтобы поиграть на любимом инструменте.
   Мы рассказали лишь о некоторых народных инструментах. На самом деле их гораздо больше. Почти каждая местность имеет свои особые инструменты.
   Например, лет пятьдесят назад только в Курской области по низменным берегам Реута можно было услышать кувички.
   Летними вечерами, когда водили хоровод, в середину его выходили музыканты – девушка с кувичками в руках и парень, играющий на дудке.
   Кувички – это пять тростниковых дудочек, не связанных между собою. Одни из них короче, другие длиннее, так что все они издают различные звуки. Кувички держат в руке и, быстро передвигая, подносят ко рту то одну, то другую дудочку, чтобы вдуть в нее воздух. "Фитгавить, фитювить!" – громко и резко звучат кувички, а "дуда-веселуха" в умелых руках парня звонко разыгрывает веселые плясовые.
   Чудесные, простые музыкальные инструменты остались нам от глубокой древности, и мы должны бережно хранить, развивать и совершенствовать это древнее искусство.