Музыкальный словарь: буквы "Л" и "М" (либретто, лютня, Мазурка, мелодия, менуэт)


Аркадий Клёнов


Либретто

   Либретто в переводе с итальянского означает "книжечка". Либретто – это словесный текст, на основе которого написано музыкальное сценическое произведение. Нужно хорошо понимать и чувствовать музыку, чтобы написать либретто. Поэтому композиторы часто пишут либретто сами. Так сделал А. П. Бородин, работая над оперой "Князь Игорь", и М. П. Мусоргский, сочинивший либретто своей оперы "Хованщина".

Лютня

   Слово "аль уд" на арабском означает "дерево". Так на Востоке назывался струнный щипковый инструмент, напоминавший внешним видом мандолину, а по манере игры на нем – гитару. Лютня родилась в далеком прошлом, а в Европу попала в средние века. Европейцам певучая лютня пришлась по душе, долгое время звучала она в домах горожан, пока ее не сменила гитара. В наши дни лютня снова зазвучала на эстраде, и любители старинной музыки могут слушать музыку прошлого в ее подлинном звучании.

Мазурка

   Мазурка – это народный польский танец. Мазурка – темпераментный и щеголеватый танец. Она родилась среди мазуров, смелых польских наездников, и потому в мазурке мы видим движения, напоминающие пришпоривание. Как это часто бывало, народный танец приходил в танцевальные залы, салоны, нарядные гостиные и там менял свой облик.
   Но не так просто было "справиться" с мазуркой. Уж очень характерная у нее музыка. Не дает танцевать гладко и благочинно. Огневой танец!

... Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком...

   Так описывает мазурку Александр Сергеевич Пушкин.
   Но мазурка не только музыкальное сопровождение танца.
   Как и вальс, она стала инструментальной музыкой. Очень любил мазурки Ф. Шопен. В форме этого народного танца он сочинил множество фортепьянных пьес. Оркестровые мазурки мы слышим в балетной музыке.
   Благодаря своеобразному ритму этот танец мы всегда узнаем без труда.



Мелодия

   В переводе с греческого это слово означает "пение", "песня", "напев". Самая первая в мире мелодия была, наверное, колыбельная. С той поры люди сочинили столько мелодий, что если каждый день с утра до ночи их слушать, то жизни не хватит, чтобы познакомиться хотя бы с половиной из них.
   Попробуй и ты сочинить мелодию. Заманчиво сверкают клавиши рояля: пожалуйста, мы к твоим услугам, говорят они. Кажется, легче всего сочинить какую-нибудь песенную мелодию. Вспомним какие-нибудь стишки, ну, скажем, такие:

Чижик-пыжик, где ты был?
На Фонтанке воду пил...

   А теперь, читая про себя эти незамысловатые строчки, ритмично ударяй по клавишам... По каким? А по каким придется... Ну, что? Не получается мелодия?
   Ничего удивительного. Далеко не каждый набор звуков – мелодия.
   Оказывается, мелодия создается по определенным законам, а устанавливает эти законы музыкальный слух человека. Звуки в мелодии должны ладить между собой, как бы вытекая друг из друга, продолжая друг друга.
   Мелодии песен и танцев нам всегда понятны. Но вот иногда, слушая серьезную музыку, мы встречаемся с мелодиями, которые кажутся нам... немелодичными. А знатоки и любители музыки слушают их с удовольствием. В чем тут дело?
   Как-то, обращаясь к детям, композитор С. С. Прокофьев говорил: "Когда Бетховен сочинял свои мелодии, они были так новы, что многие современники говорили: "Этот глухой старик не слышит, что он сочиняет". Между тем Бетховен правильно угадал будущее, и его мелодии доставляют нам наслаждение через 100 лет после его смерти. То же самое было с Вагнером, Листом и многими другими замечательными композиторами".
   Но неужели, спросишь ты, нам, чтобы понять новую музыку и привыкнуть к ней, придется ждать сто лет? Нет, конечно.
   Если мы будем почаще встречаться с самой разной музыкой, наш слух станет гибким, послушным и научится понимать самые разные музыкальные языки.

Менуэт

   Этот старинный французский танец родился в маленьком местечке Пуату. Жители этого городка с увлечением танцевали танец, состоящий из маленьких шажков. Этот танец и лег в основу менуэта, который начал свое шествие по салонам и гостиным в XVI в. и продержался три столетия. Как это часто бывало с танцами, их музыка не только была сопровождением, но и становилась самостоятельной. Великие композиторы прошлого Гайдн, Моцарт, Бетховен очень любили сочинять менуэты, а у Гайдна и Моцарта он часто становился одной из частей симфонии... Забыт жеманный и чопорный танец, но его музыка, в которую великие композиторы вдохнули новое содержание, звучит и в наши дни.