Музыкальный словарь: буква "К" (каватина, кантата, канцонетта, капелла и др.)


Аркадий Клёнов


Каватина

   Каватина – это небольшая оперная ария. Чаще всего она исполняется героем при первом выходе и является как бы его визитной карточкой. По каватине мы знакомимся с характером героя, например: у весельчака Фигаро она полна подвижности, энергии и лукавства, а невеста славного Руслана княжна Людмила исполняет грациозную и очень женственную каватину.



Кантата

   Кантата получила свое название от итальянского слова "Кантаре" – "петь". Когда-то она была небольшим вокальным произведением для солиста. В наши Дни кантата – крупное произведение для солистов, хора и оркестра. Все ее части, хоть и разные по характеру, подчинены общей теме произведения, которое обычно посвящается какому-нибудь торжественному и важному событию.

Канцонетта

   на итальянском значит "песенка". Но песенка эта особая. В ней не бывает слов, потому что пишут ее для исполнения на каком-нибудь солирующем музыкальном инструменте.

Капелла

   Какое отношение маленькая католическая часовня-церквушка (по-итальянски "капелла") имеет к музыке? А дело в том, что когда-то в часовнях размещался церковный хор. В средневековье хор этот иногда пел без сопровождения музыкальных инструментов – не во всякой часовне мог разместиться орган. И потому исполнение без аккомпанемента получило название "а капелла", т. е. как в капелле.
   Капеллами называют в наши дни и большие хоровые коллективы. Правда, в нынешних капеллах могут звучать музыкальные инструменты, как, например, в капелле бандуристов, где певцы аккомпанируют себе на бандурах.



Каприччио, или каприс

   Не правда ли, похоже на "каприз"? Оказывается, "каприз", "прихоть" – это вид музыкального произведения. И строится это музыкальное произведение очень свободно, в зависимости от желания, "прихоти" композитора. Музыкальные темы-мелодии в таких произведениях самым неожиданным образом сменяют друг друга, сверкают, переливаются музыкальные краски ... И все же у каприсов, несмотря на их свободное построение, есть общие черты. Чаще всего это блестящая виртуозная музыка для солирующего инструмента или для оркестра.

Квартет

   Слово "квартус" на латыни означает "четвертый". От него и пошло название ансамбля четырех исполнителей, вокалистов или инструменталистов. Чаще всего в квартетах собираются родственные инструменты – либо только струнные, либо только деревянные духовые, либо медные духовые. Квартетом еще называют произведение, созданное для ансамбля из четырех исполнителей, например: "Квартет" Бетховена, "Квартет" Бородина...



Кларнет

   Когда в 1690 г. немецкий мастер Деннер показал своим современникам созданный им инструмент, напоминавший перестроенную свирель, их поразил резкий голос новорожденного. Голос этот напоминал звуки трубы. Труба тогда называлась "кларино", и новый инструмент назвали "кларинетто" – "маленькая труба"...
   Наш современник кларнет – самый совершенный музыкальный инструмент среди деревянных духовых. Он единственный обладает умением доводить звук от тишайшего до очень громкого. Он прекрасно "поет" плавные мелодии и в то же время может исполнять головокружительные пассажи. Тембры его богаты и разнообразны. Внешне он похож на гобой, но побольше размером.

Колоратура

   У всех на слуху сочетание "колоратурное сопрано". Но, оказывается, колоратурным может быть даже бас. Слово "колоратурный" означает "украшенный". Колоратуры – это что-то вроде музыкальных орнаментов, узоров, которыми окружается основная мелодия, исполняемая вокалистом. Послушай знаменитый романс А. А. Алябьева "Соловей". Сначала певица исполняет основную мелодию, а потом начинает ее украшать виртуозными пассажами, трелями, руладами – колоратурами.



Композитор

   Так стали называть сочинителей музыки еще четыреста лет назад. Скромное это слово означает всего-навсего "составитель".
   Музыкальное сочинительство, разумеется, очень-очень древняя профессия. Первые композиторы были одновременно и исполнителями (часто единственными) своих произведений, потому что сочинительство музыки поначалу представляло собой инструментальную или вокальную импровизацию. Но если музыкальное сочинительство существует так давно, подумаешь ты, может, настанет время, когда вся музыка будет сочинена и сочинять больше будет нечего. Нет, ответят композиторы. Жизнь не стоит на месте, все меняется. Относится это и к музыке. Новые мысли, новые впечатления требуют новых музыкальных способов сочинения. Старая музыка навсегда останется с нами. Но всегда будет музыка новая, и композиторам, которые с помощью звуков отражают нашу жизнь, предстоит еще многое рассказать людям.

Контральто

   Контральто – самый низкий женский голос, которому иногда даже поручают исполнять в опере роли юношей и подростков. Таковы партии Вани в опере М. И. Глинки "Иван Сусанин", юного Зибеля в опере Ш. Гуно "Фауст" и др.

Концерт

   Концерт – это музыкальное произведение для солирующего инструмента (иногда двух-трех инструментов) и оркестра. В концерте солирующий инструмент как бы соревнуется с оркестром, показывая себя во всей красе. В концерте обычно бывает три части. Первая – подвижная, напряженная; вторая – медленная, лирическая ; третья – очень живая, подвижная, танцевального характера.