Музыкальный словарь: буква "Б" (баритон, бас; бакарола; баян)



Аркадий Клёнов


Баритон, бас

   Баритон, бас – это низкие мужские голоса. Бас – самый низкий, самый мощный мужской голос. Баритон выше, чем бас, и он как бы моложе баса.
   Низкими голосами композиторы обычно рисуют сильных и решительных людей. Бас у Ивана Сусанина и у князя Игоря. А иногда басам поручают комические роли, и, действительно, бывает смешно, когда низкий солидный голос начинает суетиться или паясничать. Вспомним хвастливого Фарлафа из оперы "Руслан и Людмила" или хитреца Дона Базилио из оперы "Севильский цирюльник" Дж. Россини.
   Всем известен знаменитый бас – русский певец Федор Иванович Шаляпин.



Баркарола

   По улицам городов ездят в трамваях, автобусах, автомобилях. Раньше ездили в экипажах, запряжённых лошадьми. Но есть такой город, по улицам которого с давних пор люди ездят на лодках, потому что вместо мостовых в этом городе – каналы. Это знаменитый итальянский город Венеция... Неторопливо скользит по водной глади красивая лодка гондола или лодочка-барка, направляемая веслом гондольера. Италия – страна певцов, и, конечно же, лодочник поёт. Поёт он песню неторопливую, как течение воды, как взмахи вёсел, как скольжение его барки, – песню баркаролу, лодочную песню. Баркарола – песня лодочника, а еще баркарола – это музыкальное изображение и мечтательного лодочника, и лодки на воде, и самой воды. Одним словом, в пьесе, которую чаще всего сочиняют для фортепьяно, музыка неторопливая, мечтательная...



Баян

   Баян когда-то был гармоникой, а гармоника долго не могла встретиться... сама с собой. Всё бродили ее части по белу свету, никак соединиться не могли. Давным-давно люди научили петь разными голосами маленькие медные пластиночки-язычки, те самые, что звучат в губной гармошке. И кузнечный мех для музыки приспособили много веков назад. А вот соединить пластиночки и мех догадались далеко не сразу. А когда соединили, то поначалу получился большой тяжёлый инструмент – фисгармония. И немало пришлось потрудиться мастерам, чтобы поднять её с пола, "взять на руки" эту гармонику. Просто уменьшить – дело простое, а вот как при этом не потерять хорошие качества инструмента ... Мастера многих стран трудились над гармоникой. Но больше всех усовершенствований придумали русские мастера, назвавшие свой голосистый инструмент именем сказочного певца Баяна.