Музыкальный словарь: буква "С" (серенада, симфония, скерцо, соната, сюита)


Аркадий Клёнов


Серенада

   Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер. "Серено" – так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались "серенады" – вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они приносили под окна своим возлюбленным. Исполнялись серенады, как и ноктюрны, на открытом воздухе небольшими оркестрами. Послушай "Маленькую ночную серенаду" Моцарта, и ты поймешь, что это за музыка.



Симфония

   Симфония – это слово означает "созвучие". Много лет прошло с тех пор, когда симфонией называли любое благозвучное сочетание тонов, совместную игру на музыкальных инструментах или хоровое пение. Давно уже не называют симфонией и оркестровое вступление перед оперным спектаклем. Со времен Й. Гайдна, т.е. со второй половины XVIII в., название "симфония" прочно закрепилось за четырехчастным произведением для симфонического оркестра. Гайдн сочинил более ста симфоний и определил постоянный состав симфонического оркестра. Моцарт и Бетховен, Брамс и Чайковский, Прокофьев и Шостакович – каждый из этих композиторов-симфонистов рассказывал языком музыки в своих симфониях о самом главном: о человеке, его жизни, чувствах, мыслях, борьбе. В симфониях чаще всего четыре части, и каждая из них – страница человеческой жизни. Музыка симфоний – это глубокая содержательная музыка, которая заставляет людей задумываться, становиться лучше, добрее, честнее, потому что всем этим делятся с нами в симфониях их великие авторы.



Скерцо

   "Шутка" – так переводится это слово. Но это не всегда "смешная" музыка. Название это закрепилось за инструментальными произведениями острого характера, с живыми интонациями и неожиданными музыкальными оборотами.

Соната и сюита

   Соната и сюита. Сопоставление нескольких танцев разного характера еще в давние времена натолкнуло композиторов на мысль создать целый цикл разнохарактерных танцев для инструментального исполнения. Например: алеманда, куранта, сарабанда, жига – эти четыре старинных танца составляли сюиту. Впоследствии в сюите вместо танцев появились более сложные композиции. Теперь уже каждая часть такой сюиты, которую стали называть сонатой, могла содержать в себе не одно, а несколько настроений. Содержание этих частей стало более глубоким, наполненным. Особенно важна стала первая часть сонаты, где несколько музыкальных тем как бы ведут между собой разговор или спор. Соната – камерное произведение и пишется для одного или двух музыкальных инструментов.