Музыкальный словарь: буква "Р" (рапсодия, ритм, романс, рояль, рондо)


Аркадий Клёнов


Рапсодия

  В Древней Греции рапсодами называли странствующих певцов-сказителей. Рапсоды в торжественных песнях и напевах рассказывали о героях и героических событиях. Инструментальное произведение "рапсодия" – это фантазия, написанная на темы народных песен и танцев и тоже повествующая о бурных волнующих событиях.

Ритм

   Для того чтобы создать выразительную мелодию, недостаточно взять один за другим несколько звуков разной высоты. Их нужно организовать, соразмерить. Слово "ритм" и означает "соразмерность". Звуки разной продолжительности, чередуясь, выстраиваются в определенный звуковой рисунок. По этому рисунку мы узнаем вальс, мазурку, тарантеллу, марш.

Романс

   Вокальный романс очень похож на песню. Но романс никогда не поют хором, а хоровых песен сколько угодно. Романс всегда исполняется с музыкальным сопровождением, а песня иногда звучит а капелла. В песне часто мы слышим запев и припев, который повторяется. А в романсе мелодия все время развивается, от начала до конца видоизменяется. И если такого видоизменения нет в мелодии певца-солиста, то уж наверняка оно есть в партии сопровождающего пение инструмента (чаще всего рояля).

Рояль

   Это слово означает "королевский". И действительно, среди музыкальных инструментов ему нет равных по умению звучать так разнообразно. Он одновременно и многозвучно мощный и певуче нежный, он умеет звучать с виртуозным блеском, рассыпаясь феерическими пассажами, и петь самые певучие мелодии. Словом, настоящий инструмент-оркестр. А начинался рояль, как арфа, с одной струны. Она была натянута на прямоугольный ящик, и древний математик Пифагор изучал ее свойства, заставляя колебаться то целую струну, то ее половину, то треть. Этот инструмент превратился в многострунный. Клавесин больше других полюбился музыкантам. Ты помнишь, "клавис" или "клавиши" – это ключ. Так вот, в клавесине клавиши действительно работали как "включатели" звука. От того, с какой силой ты нажмешь на электрический выключатель, не зависит яркость, с которой засветится лампочка. От силы удара по клавише клавесина сила звука тоже не зависела. Таков уж был механизм клавесина. На таком инструменте хорошо было играть полифонические произведения. Ведь в полифонии все голоса равнозначны, равнозвучны. А если нужно выделить мелодию и сделать тише аккомпанемент? На клавесине это не удавалось. И вот итальянский мастер Бартоломео Кристофори построил инструмент, в котором по струне ударяли молоточки, обтянутые кожей. И самое главное, что от силы удара по клавише зависела сила звука. Это музыкантам показалось столь важным, что они назвали инструменты с такой механикой "фортепьяно". Слово "форте" означает "громко", а слово "пиано" – "тихо". Долгое время клавесин не хотел уступать дорогу новому инструменту. Но решающее слово сказали композиторы. Они стали сочинять для фортепьяно такую музыку, которую на клавесине играть было невозможно. Еще Моцарт играл и на клавесине, и на фортепьяно. А Бетховен играл и сочинял только для рояля. Все композиторы создают произведения для рояля. Целый вечер пианист может играть на рояле, и слушателям не кажется его звук однообразным. Многие композиторы были в то же время выдающимися пианистами – Моцарт, Бетховен, Лист, Шуман, Шопен, Рубинштейн, Рахманинов, Скрябин выступали перед публикой, сами исполняя свои сочинения на рояле... Имена выдающихся пианистов знает весь мир, и, конечно, ты не раз услышишь музыку в исполнении Святослава Рихтера, Эмиля Гилельса, Вана Клиберна, Глена Гульда...



Рондо

   Рондо – "хоровод", "круг". В этом музыкальном произведении главная тема повторяется не менее трех раз, возвращаясь, как бы ходя по кругу. А между повторениями звучат самые разнообразные музыкальные эпизоды. Топчутся, вертятся, ходят по кругу мысли трусоватого рыцаря Фарлафа, которому злая волшебница Наина пообещала найти Людмилу. "Близок уж час торжества моего!.." – повторяет он одну и ту же фразу. И нам смешно, потому что он, отправившись в погоню за удачей, теперь словно подпрыгивает на месте, ожидая, что удача сама придет к нему. А неудачник из рондо Бетховена бесконечно проклинает себя из-за того, что потерял грош. Это рондо и называется "Ярость по поводу потерянного гроша". Вот так рондо заставляет нас смеяться.