На Мамаевом кургане (рассказ о памятнике-ансамбле героям Сталинградской битвы)


С. Сахарова


   Создатели памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане: Е. Вучетич, М. Алещенко, Л. Майстеренко, В. Матросов, А. Мельник, В. Моргунов, А. Новиков, А. Тюренков (скульпторы), Я. Белопольский, В. Демин, Ф. Лысов (архитекторы).

   Память... Человек не может жить только сиюминутным ускользающим мгновением. Стремясь в завтра, в будущее, он бережно хранит воспоминания о минувшем. Помнит родных, друзей, отчий дом, школу, в которой учился, светлые и горестные дни. Помнит, потому что иначе не смог бы идти вперед.
   Но каждый человек еще и частица своего народа. Потому есть у нас и общая память – незабывающая и справедливая Память Народная.
   Память Народная – это миллионы жизней, соединенных одним стремлением, мужество и отвага воинов, стойкость и вера матерей, радость побед и печаль поражений.
   Память Народная – это Куликово поле и поле Бородинское, где произошли всенародные сражения за Родную Землю. Мы чтим их как святыню.

   Площадь Героев, 1967.

   Память Народная – это древний курган над Волгой, где сооружен мемориал героям Сталинградской битвы. В дождь ли, в снег ли, июльским раскаленным полднем, осенним сумрачным вечером нескончаемо идут сюда люди. Приходят волгоградцы, приплывают на теплоходах жители других волжских городов, из разных краев страны приезжают люди на поездах, прилетают на самолетах из всех стран мира. Чтобы пройти по тысяче ступеней к вершине кургана. Вот так – шаг за шагом...
   По долгой дороге вдоль сурового строя тополей, по ступеням медленной лестницы и снова по дороге вдоль тополей. Подойти и склонить голову перед несгибаемым, не пробиваемым ни пулями, ни снарядами "Стоящим насмерть". И опять вперед, вдоль стен-руин и слушать эхо канонады давних боев, и содрогаться от воя бесчисленных снарядов в репродукторах.

   Скульптура "Стоять насмерть". Железобетон, 1967.

   В Зале воинской славы увидеть, вобрать в себя все семь тысяч имен бойцов, сражавшихся на Мамаевом кургане и оставшихся здесь навечно в июле, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 1942 и январе 1943 года. Семь тысяч... и не счесть безымянных.
   И дальше идти по тем же размеренным ступеням и надолго остановиться перед "Скорбящей Матерью", думая о вечном подвиге всех матерей – ждать, надеяться, верить, оплакивать невозвратную потерю.

   Скульптура "Скорбящая Мать". Железобетон, 1967 г.

   На вершину кургана ведет каменистая тропа. В дни Сталинградской битвы сюда добирались лишь отважные из отважных. Снаряды прожигали высоту насквозь. Ни деревца, ни кустика, ни камня – одна развороченная, вздыбленная земля. Даже не земля, а опаленное железо, исковерканная сталь, превращенные временем и руками живущих в надгробные плиты с высеченными на них именами:
   Героя Советского Союза старшины Смирнова Павла Михайловича.
   Морского пехотинца Паникахи Михаила Аверьяновича.
   Героя Советского Союза гвардии генерал-майора Гурьева Степана Савельевича...
   И многих других.

   Скульптура "Родина-мать зовёт!" Железобетон, 1967 г.

   Вместе с последним поклоном положить на плиты красные гвоздики, огненные маки или заиндевелую ветку сосны. Оглянуться на пройденную дорогу и вдруг понять, что между тобой, шагнувшим к подножию кургана, и теперешним тобой, стоящим на вершине, – разница неизмеримая. Непростые чувства переживает здесь человек: вместе с печалью приходит в сердце отвага, прикосновение к истории заставляет ощутить глубинную связь со своим народом, с Родиной. Символическая фигура Матери-Родины, стремительной, готовой защитить, повести в бой, венчает вершину кургана.
   Отсюда виден весь город, на многие десятки километров растянувшийся вдоль Волги. Не тот город, что был до 17 июля 1942 года. За семь месяцев битвы от Сталинграда остались лишь разрушенные и опаленные стены, безжизненные, исковерканные ветлы, чудом сохранившиеся над крутым волжским берегом. Перед нами новый город – светлый, красивый, спокойный.

   Фрагмент "Стены-руины". Железобетон, 1967.

   Вот так, один за другим, прошли по этим ступеням, по гранитным плитам многие миллионы. И всем памятник-ансамбль понятен и дорог...
   Создание мемориала было непростым делом. Чтобы только подготовить поверхность кургана к началу строительства, потребовалось десять лет. Десять лет перебирали землю, освобождая ее от осколков, пуль, снарядов, и на каждом метре находили до двух тысяч металлических частиц. Немало было затаившихся мин и бомб.
   Но все это позже, а сначала был замысел художника, его энергия и воля, мастерство и уверенность.

   Зал Воинской Славы.

   У Евгения Викторовича Вучетича завидная и счастливая судьба. Все, что ни задумывал, он исполнял. Захотел стать скульптором – и стал им, пройдя требовательную школу Ленинградской Академии художеств. В первые дни Великой Отечественной войны посчитал себя обязанным идти на фронт. Пережил все, что переживает солдат, не поддался ни ранам, ни увечьям, ни страшной контузии. А потом решил свои знания и свою память о войне отдать на службу народу и стал скульптором-монументалистом.
   Готовясь к будущим работам, Евгений Викторович рисовал, лепил из глины, высекал из гранита фигуры и головы солдат, работниц, детей, генералов, ученых. Образы их становились затем основой монументальных композиций.
   Непросто создать и одну скульптуру – пластичную, выразительную, занимающую свое место в пространстве так же точно, как ядро в скорлупе ореха. А в ансамбле может быть пять, десять, двадцать фигур, соединенных одной темой, одним замыслом. Их нужно распределить так, чтобы они не только не мешали, но, наоборот, помогали – подчеркивали и оттеняли друг друга.
   Памятник героям Сталинградской битвы – очень сложное единство многофигурных композиций, декоративных стен, здания Зала воинской славы, каскадов лестниц, зеркальной глади водоема, пирамидальных тополей, выстроившихся как в почетном карауле, плакучих ив и трех больших фигур – "Стоящего насмерть", "Скорбящей Матери" и "Матери-Родины".
   Три основных композиционных узла связывают ансамбль в единое творение и очень точно ведут зрителя от состояния горечи потери, сопереживания скорби матери к победному порыву женщины с мечом.
   Память народная ничего и никого не забывает. Будет помнить она и яркого человека, замечательного художника Е. Вучетича – "каменотеса" нашего времени. Его работы тоже стали частицей Памяти Народной.