Летний сад


Н. Верзилин



   Павильон "Грот" в Летнем саду со стороны Фонтанки. Офорт М. И. Махаева. 1749 г.

   На берегу Невы за величественной решеткой с гранитными колоннами высятся вековые черные липы. Мраморные статуи белеют в прямых тенистых аллеях. Это Летний сад – самый старинный в Санкт-Петербурге – ровесник города.

   Павильон "Грот" со стороны Летнего сада.Н. Г. Чернецов. Начало 19 века

   Во время своего путешествия в Париж Петр I видел около Версальского дворца французского короля Людовика XIV прекрасный парк. И вот на низком болотистом берегу Невы русский царь замыслил создать сад "лучше, чем в Версале".

   Дворец Петра в Летнем саду. К. П. Беггров. 1830-е гг.

   Чтобы осушить место для сада, прорыли два канала: Лебяжий и Красный по обеим сторонам теперешнего Марсова поля. И уже в марте 1704 года Петр I писал в Москву: "...всяких цветов из Измайлова не по малу, а больше тех, кои пахнут, прислать с садовники в Питербурх". В селе Измайлове, под Москвой, находился старый царский сад.

   Летний сад. Кофейный домик (построен на месте павильона "Грот"). К. П. Беггров. 1830-е гг.

   Для создания Летнего сада Петр I пригласил из Швеции садовода Шредера, из Пруссии – строителя берлинского дворца – Шлютера и от французского короля переманил архитектора Леблона.

   Летний сад. Кофейный домик. Литогр. К.Шульца с ориг. М.Мейера. 1840-е гг.

   Петр I выписал ильмы (вязы) из Москвы, грабы из Киева, липы из Нарвы, кедры из Соликамска. Из Новгородского уезда доставили в Петербург 60 больших лип, одна из которых была 16 метров высотой. Их везли на санях в конце зимы по плохим, только что проложенным дорогам.

   Летний сад. Литогр. П. Иванова и К. П. Беггрова по рис. В. С. Садовникова. Ок. 1837 г.

   Петр сам сажал дубы, лиственницы, каштаны. Но деревья, привезенные с юга и особенно из других стран, вымерзали. Вместо заморского тиса высаживали и подстригали можжевельник, окаймляли газоны брусникой.
   Русские послы в Риме и Венеции закупали для Летнего сада мраморные скульптуры.
   К 1728 году в Летнем саду насчитывалось уже 138 скульптур.
   Интересна история приобретения для Летнего сада статуи Венеры, которая теперь хранится в Эрмитаже под названием Таврической (одно время эта статуя стояла в Таврическом дворце). Статуя Венеры – произведение 11 века – была куплена в Риме агентом Петра I. Но римский папа запретил вывозить это замечательное произведение древнеримского искусства.

   А. Пушкин, А. Крылов, В. Жуковский и Н. Гнедич в Летнем саду. Г. Чернецов. 1832 г.

Тогда русские послы, чтобы задобрить папу, предложили ему в подарок "мощи" католической святой Бригитты, находившиеся в Ревеле. Папа не мог не принять такого подарка и дал разрешение отправить статую Венеры в Россию. Чтобы не разбить "госпожу Венус", ее сначала везли на мулах в люльке, а затем в карсте на специальном станке на пружинах.
   Попробуем пройтись по Летнему саду, такому, каким он был в первые годы своего существования. Сад начинался от берега Невы тремя галереями для танцев. Центральную галерею украшала привезенная из Рима статуя Венеры.

   Аллея Летнего сада в Петербурге. И. Шишкин. 1869 г.

Этой статуей Петр очень дорожил и даже приказал поставить возле нее часового. От центральной галереи шла главная аллея сада. Ровными рядами, образуя сплошные зеленые стены, тянулись аккуратно подстриженные деревья и кусты. В нишах на фоне зелени отчетливо выделялись белые и золоченые статуи.
   Прямые аллеи, пересекаясь, делили сад на несколько квадратных участков – боскетов (от французского слова "боскет" – роща). Каждый боскет окружали стриженые кусты желтой акации и можжевельника. Были в Летнем саду и особые – крытые аллеи. Их основой – каркасом – служили деревянные дуги, к которым наклоняли и привязывали ветви деревьев. В этих аллеях всегда царили полумрак и прохлада. Славился Летний сад своими фонтанами.

   В Летнем саду. К. Савицкий (1844–1905)

   Вода для них подавалась из реки Лиговки, по специально вырытому Лиговскому каналу, к бассейну, бывшему на Бассейной (теперь улица Некрасова), и из бассейна по свинцовым трубам к башням у Летнего сада. Вода в башнях поднималась наверх колесной машиной.

   Летний сад. 1890 г.

   По правую сторону главной аллеи серебрился пруд с небольшим островком и беседкой на нем. На этот островок удалялся Петр I для секретных бесед. По пруду плавал маленький кораблик, на котором катался карлик, шут царя. Опасно было подходить к пруду: шут мог окатить водой пышно разодетого вельможу.

   Конные прогулки в Летнем саду. 1903 г.

   По левую сторону аллеи находился птичник в виде индокитайской пагоды. Здесь в клетках содержались редкие птицы: орлы, черные аисты. Тут же в птичнике жили и диковинные звери: "большой еж" (дикобраз), синяя лисица, соболи.

   Дореволюционный Летний сад

В водоеме лениво плескался тюлень. Дальше виднелся водопад – мраморный фонтан, украшенный позолоченными вазами.
   Еще дальше, на берегу Фонтанки, располагался грот – большой павильон с высоким куполом. Он должен был напоминать естественную пещеру, поэтому стены и колонны внутри грота выкладывались раковинами и пестрыми камешками. В 1716 году Петр I даже издал указ всем губернаторам:

   Решетка Летнего сада Ю. Фельтена. Акварель Г. К. Лукомского. 1912 г.

   "...раковин и камешков разноцветных всех рек, какие в каких реках явятся, с каждой губернии по пуду, привязав к ним ерлыки со описанием, в Санктпетербург... прислать немедленно".
   Выписывались раковины и из Голландии и Италии. У входа в грот стояли золоченые статуи, а внутри павильона на большой раковине, поддерживаемой тритонами, возвышалась фигура древнеримского бога моря Нептуна. Как только пускали воду, в залах грота начинали бить фонтаны и раздавалась мелодичная музыка. Это играл скрытый водяной орган.

   Летний сад осенью. Исаак Бродский. 1928 г.

   За гротом начиналось "нравоучительное украшение" сада: 31 фонтан на темы басен древнегреческого баснописца Эзопа. Среди лабиринта дорожек на каждом повороте в небольших бассейнах, выложенных раковинами, привезенными с Ильмень-озера, стояли скульптурные группы: Волк и Журавль, Лев с Лисою. Лисица с Петухом, Орел, Лягушка и Мышь...
   Дальше путь пересекался каналом, соединяющим Фонтанку с Лебяжьей канавкой. На берегу канала в каменной оранжерее выращивали всякие "заморские" растения. От канала до самой Мойки располагался второй Летний сад.

   Летний сад в середине XX в.

   Здесь в сохранившемся до наших дней фигурном пруду разводили карпов, отчего он назывался Карпиев. В затейливых цветниках "кружевные узоры" среди зеленых газонов создавались не только из цветов, но из песка, битого кирпича и стекла. Стекло придавало клумбам перламутровый блеск.

   Летний сад 1983 г.

   Жестокое наводнение 1777 года разрушило боскеты, беседки и фонтаны, повредило статуи. Грот стал разрушаться, канал засыпали, деревья больше не подстригали. Летний сад был заброшен. Только в 1784 году, когда стали делать гранитную набережную, Летний сад украсился замечательной решеткой, созданной по проекту архитектора Фельтена.

   Летний сад до реконструкции

   Наводнение 1824 года причинило Летнему саду новые разрушения. И хотя сад утерял былую пышность, но все же оставался очень красивым. Здесь любили бывать Пушкин, Жуковский, Крылов, Шевченко.
   И в XX веке Летний сад с его мраморными фигурами, старыми липами, сквозной решеткой, уходящими вдаль прямыми аллеями и прудом – был одним из самых поэтичных мест города.

_____________

   В результате перестройки, произведенной в 2009–2012 гг., сформировавшийся за последние несколько столетий облик Летнего сада как городского парка был утрачен. Его заменил парк историко-археологических аттракционов. Теперь здесь можно увидеть имитацию артефактов 18 века и сохранившиеся в земле остатки подлинных объектов того же времени: трубу и развалины фонтана; модель гавани для подхода к саду на мелких судах; модели хозяйственных построек; модели исторических фонтанов; копии скульптур; элементы французского регулярного парка.
   Прямые аллеи Летнего сада ограничены закрывающим боковой обзор высоким (около 2 м) плотным кустарником и садовыми решетками, выполненными в виде сплошного забора, ограждающего кустарник от пешехода.
   Прерывают зрительную перспективу в части аллей-переходов и установленные на их перекрестках фонтаны, в новом устройстве Летнего сада ставшие его основными достопримечательностями. Появились в парке (не имеющие функционального значения) зверинец, птичник и хозяйственный пруд, разбит огород. На месте прежнего Уголка Летнего сада возник "Парадный партер" – это прямоугольной формы клумба, имитирующая стиль барокко: с завитками газона, декоративными дорожками, несколькими вазами с розами, деревцами-пирамидками в кадках и скульптурой. Неподалеку расположена и главная гордость нового Летнего сада – фонтан "Коронный", украшенный наростами из декоративных окаменелостей, масками сатира и редкими вкраплениями морских ракушек.
   Мраморные скульптуры в парке были заменены копиями, в целом повторяющими оригинальные.
   Неизменными в Летнем саду остались: Эльфдаленская ваза; памятник баснописцу Крылову работы Клодта; Карпиев пруд; Кофейный домик; нуждающийся в реставрации Дворец Петра I; знаменитая ограда Летнего сада со стороны Невы; чугунная ограда со стороны Инженерного замка.