Любимый художник (Владимир Васильевич Лебедев, 1891–1967 гг.)



Ю. Мезерницкий, Б. Семенов


   Многие тысячи советских детей, ставшие в наши дни вполне взрослыми дядями и тётями, с радостью вспоминают, как появлялись в их детской жизни чудесные, незабываемые потом уж на всю жизнь книжки: "Цирк", "Багаж", "Пудель", "Человек рассеянный".
   Каждая книжка магически притягивала необыкновенностью и красотой, хотелось скорей взять в руки эти удивительные чудо-рисунки. А чудо здесь было самое расчудесное! Перед глазами маленького читателя книжка открывала дверь в настоящее, подлинное, большое искусство.
   На страницах этих книг возникал мир, окружающий ребенка: дети, взрослые, животные и птицы, верстак и рубанок, самолёт и автомобиль и многое другое. Велика была познавательная ценность рисунков, которые при величайшей точности изображаемого смотрелись как яркая увлекательная иллюстрация.
   В этих книгах гармонически сочеталась умная и звонкая поэзия С. Маршака с блестящим мастерством великолепного художника Владимира Васильевича Лебедева. Поэтому на обложках книг стояли рядом два имени равноправных авторов: С. Маршак – В. Лебедев.
   Владимира Васильевича по праву называют создателем отечественной детской книги. Он был первым, кто после 1917 года отдал своё прекрасное творчество детям.
   Снова и снова хочется разглядывать артистически выполненные им иллюстрации, рисунки, обложки книг. Хочется научить смотреть и понимать его искусство всех!
   В двадцатых годах, работая художником-консультантом в Детгизе, В. Лебедев объединил вокруг себя и воспитал большую группу талантливой молодежи. Многие из них стали народными и заслуженными художниками и каждый считал себя учеником В. Лебедева.
   В подвижническом своём труде художника В. В. Лебедев был образцом неукоснительной дисциплины. В любой день, – цветущей ли весною, в ранние ли зимние сумерки, – ровно в 7 часов утра его можно было застать за мольбертом или работающим за широким столом над рисунками для очередной книжки. Он и сам говорил с удовольствием, что трудится, как рабочий на заводе. Этого же он требовал от своих учеников.
   В. В. Лебедевым были созданы известные всему миру сатирические Окна Роста. Политическая сила этих плакатов была столь велика, что правительство Великобритании в 1920 году не разрешило въезд в Англию "опасному сатирику" В. Лебедеву и тем самым, конечно, дало высокую оценку работам советского художника...

"Матрос и красноармеец" – этот плакат В. В. Лебедева был выставлен в Ленинграде, в Окнах РОСТА (Российское Телеграфное Агентство), в 1919 году.

   Бывало, вместе с художником работал в холодной, нетопленной мастерской и Владимир Маяковский. Часто он писал стихи под только что выполненные Лебедевым плакаты. Оба они, поэт и художник, под стать друг другу – рослые, широкоплечие.
   Кстати, спортивная форма Владимира Васильевича – результат постоянных тренировок: гимнастики, бега, боевых встреч на боксерском ринге – увлечения классической борьбой. Даже в семидесятилетнем возрасте В. Лебедев не расставался с гимнастическими упражнениями и гантелями.
   Может быть, поэтому в замечательной живописи и рисунках В. Лебедева много изображений борцов, физкультурниц, спортсменов, моряков, крепких, здоровых и красивых людей.
   Владимир Васильевич Лебедев – любимый художник советской детворы.