Самые маленькие артисты (о братьях Петрушки)


А. Сонин


   Петрушка! Веселый и озорной Петрушка! На вид – мальчишка, а в кукольном театре – самый главный герой. А знаете, сколько Петрушке лет? Около двух с половиной тысяч!

   Петрушка

   Когда на земле зарождался театр, появился и Петрушка. "Непобедимый герой кукольной комедии", – как назвал его А. М. Горький, – "он побеждает всех и всё: полицию, священнослужителей, даже чёрта и смерть. Сам же остаётся бессмертным. В грубом и наивном образе этом народ воплотил себя и свою веру в то, что в конце концов он преодолеет всё и всех".

                                                                                                                                Панч

   В каждом кукольном театре есть Петрушка. Только в разных странах он называется по-разному. В Англии его зовут Панч, во Франции – Полишинель, в Чехии – Кашпарек. В Африке его прозвали "Белым чёртом". От нашего Петрушки "Белый чёрт" отличался тем, что не он высмеивал своих врагов, а над ним – представителем белых колонизаторов смеялись африканцы.

   Полишинель

   Во все времена во всех странах Петрушка был другом простого народа. Обычно он появлялся там, где бывало много людей: на базарах, ярмарках, больших праздниках. Артисты-кукольники, или, как их называли раньше, скоморохи, выступали чаще всего с собакой, а иногда и в сопровождении музыканта, гармониста, шарманщика, балалаечника. Скоморохи обвязывали вокруг пояса простыню, поднимали её свободную сторону вверх, устраивая над головой нечто вроде сцены, и представление начиналось.
   Вместе с Петрушкой в кукольных театрах выступали его "жена" – Меланья Пелагеевна, цыган, доктор, немец, собака и полицейский. Иногда прибавлялся ещё "сосед" Петрушки, палач и чёрт.

   Кашпарек

   Петрушка зло и остро высмеивал тех, кто притеснял, обсчитывал и обманывал народ. Вот одна из сценок.
   Приходит полицейский и хочет насильно забрать Петрушку в солдаты. Петрушка протестует: говорит, что он подслеповат, горбат и тому подобное. Но в солдаты его всё-таки забирают и начиняют обучать военному делу. Петрушка делает дубиной ружейные приёмы и, как бы невзначай, всё время задевает офицера, который кричит на него, на что Петрушка отвечает: "Споткнулся, ваше сковородие", а затем снова бьёт и, наконец, прогоняет офицера.
   Петрушку, заступающегося за обиженных, встречали дружным смехом, а артистов-кукловодов простым людям порой приходилось прятать от полицейских властей, преследовавших их за слишком смелые выступления.
   Народ оберегал своего любимого героя. В Англии, например, 400 лет назад все театры были закрыты, но кукольные выступления народ отстоял и сохранил.
   Нападки народных кукольных театров на государственную власть вызывали страх властителей. Во Франции в 1812 году один руководитель кукольного театра был даже приговорён к смертной казни. Но расправы с кукольниками не могли остановить их.
   Петрушка – "верховая" кукла. Показывается она на верху ширмы, над головой кукловода. К тому же кукла эта – "ручная". Её корпусом служит человеческая рука, на указательный палец которой надевается кукольная головка, а большой и средний пальцы продеваются в рукава и сами становятся руками куклы.
   Петрушки и сейчас существуют во многих театрах нашей страны. Но теперь чаще встречаются усовершенствованные куклы, которые называются тростевыми. Такая кукла управляется при помощи механизма, состоящего из палочки, соединённой хомутиком с шейкой кукольной головки. Одной рукой артист держит снизу за ручку эту палочку и две трости, соединённые с кистями кукольных рук, а другой рукой сверху при помощи хомутика поворачивает голову куклы.
   В Европе больше всего марионеточных театров. Куклы-марионетки приводятся в движение при помощи ниток, на которых они висят, и кукловод управляет ими сверху. И у нас такие куклы можно видеть в театре.
   В Китае, Индии и в других восточных странах очень любят так называемый театр теней, где участвуют также куклы, но плоские, вырезанные из кожи, или бумаги. Кукловод передвигает их при помощи деревянных палочек между источником света и экраном, на котором видны их тени.