Путешественник Кирилл Хлебников


Б. Вишневский



   Кирилл Хлебников

   Когда А. Н. Радищев на пути в Сибирь и при возвращении из ссылки проезжал через Кунгур, ему бросилась в глаза оживленная торговля книгами на базаре.
   Еще больше славился Кунгур тех времен торговлей кожей. К концу XVIII века в городе насчитывалось 139 кожевенных заводов. Кунгурские кожевники поставляли товары растущим городам и заводам Урала. Красная юфть шла на рынки Средней Азии.

   Особняк Хлебниковых в городе Кунгур на улице Карла Маркса (Киттарская), 11

   В этом городе грамотеев, ремесленников и торговцев в семье городского головы, в доме, сохранившемся и поныне, в 1784 году родился выдающийся путешественник XIX века Кирилл Тимофеевич Хлебников.

   Охотник коряк

   Полную приключений и опасностей жизнь Хлебников начал, едва ему исполнилось двадцать лет. В Кунгур приехал приказчик Российско-Американской компании для набора молодых людей, которые пожелали бы поступить на службу компании и поехать в неизвестные края, на берега Тихого океана. Вместе с другими смельчаками, решившими повидать белый свет и приложить свои силы к новому делу, в одно морозное декабрьское утро выехал на восток и Кирилл Хлебников.
   Из Иркутска, где была крупная контора Российско-Американской компании, Хлебникова послали торговым уполномоченным на берега Охотского моря, а потом еще дальше – на Камчатку.

   Старинные камчадалские сани

   Четырнадцать лет проработал Хлебников в этих краях. По делам службы он на оленях и собаках объезжал стойбища эвенков, коряков и других племен, знакомился с их жизнью. В этих странствиях он несколько раз объехал полуостров Камчатку, сделав на собаках более шести тысяч верст.

   Летнее и зимнее жилище камчадалов (XVIII век)

   Прославленный мореплаватель капитан-лейтенант В. М. Головнин рассказывал, что, будучи на Камчатке, он пользовался в разъездах собаками комиссионера Российско-Американской компании Кирилла Хлебникова, которые считались здесь в числе лучших. Ездовых собак у него было более семидесяти, и для всех их он имел "приличную сбрую и санки".

   Сушка рыбы

   Многое наблюдал и пережил пытливый молодой исследователь. Он любовался изумительной картиной перехода по тундре пятитысячного стада быстроногих оленей. Их ветвистые рога походили на кустарник, посохший от жестоких морозов севера. Медведей он видел иной раз "по нескольку десятков вдруг", но встречи с ними заканчивались благополучно.
   Однажды зимой Хлебников выехал на собаках из Петропавловска в селение Пущино. В дороге разыгралась сильная метель, пришлось заночевать под открытым небом. Выбрав ложбину, Хлебников и его спутники раскопали снег и, набросав ветви стланика, улеглись, закутавшись в меха.

   Против течения

   Проснулись они в воде... Оказывается, в темноте путники не разглядели, что устроились на занесенной снегом небольшой, но быстрой речке. Промокший в ледяной ванне до нитки, Хлебников, чтобы согреться, до утра ходил на морозном ветру на лыжах вокруг лагеря.
   Как-то раз Хлебников после жаркой бани решил искупаться в весенних водах реки Камчатки. Он оступился, попал на глубокое место. Быстрое течение понесло его на середину реки. С берега увидели, что пловец все реже и реже появляется на поверхности воды, и бросились на помощь. Хлебников уже начал захлебываться. Очнулся он, только когда его откачали.

   Байдары

   Но, пожалуй, самой интересной была встреча с китом. В начале мая 1807 года Хлебников вышел на небольшом парусном боте "Ростислав" из Петропавловской гавани. Судну предстояло обогнуть полуостров и взять курс на Охотск. Вместе с Хлебниковым на судне плыл естествоиспытатель Г. И. Лангсдорф, будущий русский академик и исследователь природы и жизни населения Бразилии.
   Путешественники мирно сидели в маленькой каюте и пили чай, как вдруг страшный удар потряс все судно. Оказалось, что рулевой зазевался, и бот налетел с ходу на спящего на поверхности моря огромного кита. Разбуженное животное, в два раза превосходящее размером бот, нанесло своим мощным хвостом такой ответный удар, что другое суденышко вряд ли выдержало бы испытание, но бот был крепко построен русскими плотниками, пострадал только фальшкиль.
   В своих дальних и ближних разъездах Кирилл Хлебников вел записи, на основе которых была создана рукопись "Письма о Камчатке". Этот ценный документ, рисующий природу и людей далекого края, был обнаружен в XX веке в Российской национальной библиотеке (Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина) в Санкт-Петербурге.
   Вызванный по делам компании в Петербург, К. Т. Хлебников назначается на должность правителя ее Ново-Архангельской конторы в Америке.
   В сентябре 1816 года на корабле "Кутузов" Хлебников отправился в далекое плавание вокруг Европы и Южной Америки. Прибыв в Ново-Архангельск, столицу Русской Америки, он принял дела и капиталы из рук знаменитого А. А. Баранова.

   Ново-Архангельск

   Найденные С. Н. Марковым с помощью кунгурских краеведов документы из архива Кирилла Тимофеевича Хлебникова рисуют его кипучую деятельность в Новом Свете. Он установил торговые отношения с Калифорнией и южноамериканскими странами.
   За шестнадцать лет жизни Хлебникова в Америке он объехал на кораблях компании все западное побережье, побывал в Калифорнии, Мексике, Перу, Чили, посетил Бразилию. В своих путешествиях неутомимый исследователь собирал коллекции по зоологии и этнографии, посылал их в Российскую Академию наук. Он открывал школы для детей туземного населения Русской Америки.
   Путем только самообразования, "университета жизни", Хлебников стал образованнейшим человеком своего времени. Известна его переписка с А. С. Пушкиным. Есть письма к Хлебникову декабриста Д. И. Завалишина; одно из них написано за год до выступления декабристов на Сенатской площади.
   Хлебников, еще находясь в Америке, опубликовал в Петербурге обстоятельные "Записки о Калифорнии". Его перу принадлежат также "Жизнеописание Г. И. Шелихова", книга об Александре Баранове "Взгляд на полвека моей жизни". Он написал ряд статей и заметок для энциклопедического лексикона А. Плюшара и другие сочинения.
   В письмах к Пушкину Хлебников называет свой слог "неисправимым", а себя "полудикарем". На самом деле, талантливый писатель и вдумчивый исследователь обладал оригинальным, присущим только ему стилем. Достаточно сослаться на сохранившуюся до наших дней записку писателя А. Г. Ротчева.
   "Мой почтеннейший Кирилл Тимофеевич, – писал он. – Я прочел Вашу рукопись, положив руку на сердце, я смею уверить Вас, что поправлять ее нечего, очень грустно будет, если Вы не убедитесь и отдадите ее какому-нибудь моднику-литератору или журналисту записному отлащивать. Я сказал от души, что думаю".
   Вероятно, речь шла о рукописи Хлебникова о русских владениях в Америке, которая была послана Пушкину незадолго до его трагической смерти.
   За многостороннюю научную деятельность Академия наук избрала Кирилла Хлебникова своим членом-корреспондентом.
   Так рассказывают имеющиеся материалы об этом замечательном и самобытном русском путешественнике и ученом.

Рисунки В. Федяевской.