Искусство Мексики
Перед нами – глиняные фигурки, головы. Они очень древние, некоторым около двух тысяч лет.
Мастера, создавшие их, не старались точно передать формы человеческого тела,
а изображали главное – мысль, чувство, характерный жест.
Скульпторы усиливали, преувеличивали, и из этого преувеличения рождалась правда искусства.
Народ древней Мексики был талантлив, умен, наделен чувством юмора. Но развитию его помешали колонизаторы. Произведения искусства были расхищены и уничтожены. Понадобились столетия, чтобы искусство Мексики ожило вновь.
И только благодаря простым ремесленникам – гончарам, вязальщикам, ткачам – сохранились драгоценные традиции мексиканского искусства.
Борьба за освобождение. Альфаро Сикейрос
Большой подъем искусства Мексики начался в XX веке. Маяковский, побывавший в Мексике, писал, что идея современного мексиканского искусства есть "часть идеи борьбы
и освобождения колониальных рабов".
Широко известны мексиканские художники – Диего Ривера (1886–1957), Давид Секейрос (1896–1974), Ороско (1883–1949). Многое в их живописи открывалось по-новому, эта живопись ярко талантлива.
Работники. Ороско
Маяковский, друг Диего Риверы, рассказывал, что это замечательный художник и мыслитель – отважный весёлый человек, силач, великолепный стрелок. Полотна Риверы суровы. Художник часто показывал трудную жизнь простых мексиканцев, голод, нищету, изнуряющий труд.
Любимый дом (фрагмент). Диего Ривера
С его именем связан интересный курьёз. Когда в США его пригласили расписать стены зала в Рокфеллеровском центре, за работой художника следили десятки репортёров.
Каково же было их потрясение, когда на стенах появились фигуры революционеров, а почти в центре – фигура Ленина!
Переполох был неслыханный.
Ривере угрожал суд. Но изменить что-либо художник наотрез отказался. Фреска была уничтожена в 1934 году, а впоследствии (с некоторыми изменениями) воспроизведена автором во Дворце изящных искусств в Мехико.
В защиту мира (фрагмент плаката). Альберт Бельтран
Конечно, не все работы мексиканских мастеров равноценны. Но самые лучшие говорят о тесной связи с народом и народным творчеством. Вот слова Диего Риверы: "Тем, что я создал за свою жизнь, я обязан моему народу. Сила, которую я приобрел в живописи, дана мне народом. Древнее искусство, которое служит мне источником творчества, также принадлежит народу. За мной большой долг, и я должен вернуть его моей стране!"
Человек на распутьи. Диего Ривера
Народные истоки – самая большая сила мексиканского искусства, то, что смогло подарить ему новый расцвет.