Искусство Мексики


Д. Молдавский


   Перед нами – глиняные фигурки, головы. Они очень древние, некоторым около двух тысяч лет. Мастера, создавшие их, не старались точно передать формы человеческого тела, а изображали главное – мысль, чувство, характерный жест. Скульпторы усиливали, преувеличивали, и из этого преувеличения рождалась правда искусства.
   Народ древней Мексики был талантлив, умен, наделен чувством юмора. Но развитию его помешали колонизаторы. Произведения искусства были расхищены и уничтожены. Понадобились столетия, чтобы искусство Мексики ожило вновь. И только благодаря простым ремесленникам – гончарам, вязальщикам, ткачам – сохранились драгоценные традиции мексиканского искусства.

Борьба за освобождение. Альфаро Сикейрос

   Большой подъем искусства Мексики начался в XX веке. Маяковский, побывавший в Мексике, писал, что идея современного мексиканского искусства есть "часть идеи борьбы и освобождения колониальных рабов".
   Широко известны мексиканские художники – Диего Ривера (1886–1957), Давид Секейрос (1896–1974), Ороско (1883–1949). Многое в их живописи открывалось по-новому, эта живопись ярко талантлива.
  
Работники. Ороско

   Маяковский, друг Диего Риверы, рассказывал, что это замечательный художник и мыслитель – отважный весёлый человек, силач, великолепный стрелок. Полотна Риверы суровы. Художник часто показывал трудную жизнь простых мексиканцев, голод, нищету, изнуряющий труд.

Любимый дом (фрагмент). Диего Ривера

   С его именем связан интересный курьёз. Когда в США его пригласили расписать стены зала в Рокфеллеровском центре, за работой художника следили десятки репортёров. Каково же было их потрясение, когда на стенах появились фигуры революционеров, а почти в центре – фигура Ленина! Переполох был неслыханный. Ривере угрожал суд. Но изменить что-либо художник наотрез отказался. Фреска была уничтожена в 1934 году, а впоследствии (с некоторыми изменениями) воспроизведена автором во Дворце изящных искусств в Мехико.

         В защиту мира (фрагмент плаката). Альберт Бельтран

   Конечно, не все работы мексиканских мастеров равноценны. Но самые лучшие говорят о тесной связи с народом и народным творчеством. Вот слова Диего Риверы: "Тем, что я создал за свою жизнь, я обязан моему народу. Сила, которую я приобрел в живописи, дана мне народом. Древнее искусство, которое служит мне источником творчества, также принадлежит народу. За мной большой долг, и я должен вернуть его моей стране!"


Человек на распутьи. Диего Ривера

   Народные истоки – самая большая сила мексиканского искусства, то, что смогло подарить ему новый расцвет.