Почему шумит морская раковина?


Ф. Рабиза


   Вы, наверное, читали "Приключения барона Мюнхгаузена" и помните рассказ о том, как один человек, игравший в сильный мороз на трубе, не мог извлечь из неё ни одного звука. Звуки якобы примёрзли к металлическим стенкам трубы. Но зато, когда трубу принесли в теплую комнату, из неё полилась "оттаявшая" мелодия...
   Конечно, этот рассказ – одна из многочисленных выдумок барона Мюнхгаузена. Но я невольно вспомнил его, когда подумал рассказать о звучащих морских раковинах. Многие совершенно серьёзно полагают, что шум морских раковин есть не что иное, как запечатленный в них шум морского прибоя.
   Это, конечно, не так. Ведь не сидит же в раковине маленький человечек с устройством, воспроизводящим запись звука. А без вмешательства человека записи звука не существует.
   Почему же всё-таки морская раковина шумит?
   Потому что её извилистые стенки усиливают тот шум, который постоянно нас окружает. Окружающие нас звуки, попав в раковину, отражаются от её стенок, а воздух, находящийся в раковине, колеблется в такт этим звукам, или, как говорят физики, резонирует, усиливает их. Раковину можно сравнить с рупором. Вот почему, когда мы подносим её к уху, то слышим довольно сильный шум.
   Существуют приборы – резонаторы, которые могут усиливать только одну какую-либо ноту. Когда такой резонатор подносят к уху, то слышат не беспорядочный шум, а чистый, усиленный звук, изданный камертоном или струной.
   Деревянный корпус у струнных музыкальных инструментов сделан для того, чтобы усиливать звук колеблющихся струн. Без них мы не могли бы наслаждаться звуками скрипки, гитары, мандолины и других инструментов, потому что их струны звучат слишком тихо, их не слышно издали. А деревянный ящик с отверстием усиливает звуки струн.
   Если вы приставите ухо не к раковине, а к пустому открытому чайнику, к большой стеклянной банке из-под фруктовых консервов или к чашке, то вы тоже услышите шум, как в раковине, но не такой сильный.