Так индейцы стали индейцами



Л. Минц


   Индейцы появились на земле 12 октября 1492 года, когда первый белый ступил на американский берег. Эта фраза вовсе не так бессмысленна, как может показаться на первый взгляд.
   Первоначальный смысл слова "индейцы" – "жители Индии". (В русском языке, правда, есть различие: "индийцы" и "индейцы". В большинстве же европейских языков оба слова звучат одинаково.) Все дело в том, что Христофор Колумб искал пути в Индию. Он был убежден, что такой путь существует, и верил, что попал именно туда, куда стремился.
   Итак, в одном из первых же донесений, отправленных в Испанию, появилось это слово: "indios" – "индейцы". А потом, даже когда стало ясно, что ни часть света, ни люди, ее населяющие, ничего общего с Индией не имеют, название сохранилось. Нынешние потомки коренных американцев тоже называют себя этим именем. Но только, когда говорят на европейских языках. У каждого племени есть свое название и свой язык. И языки эти похожи друг на друга не больше, чем немецкий язык на турецкий.
   Когда первые белые появились в Америке, индейцы жили разобщенно. Каждое племя боролось за свое существование в одиночку. Войну с пришельцами они вели так же, как войны между племенами: томагавк и лук против ружей и пушек. И часто одно племя шло против другого племени – исконных врагов и конкурентов в охоте на бизонов – вместе с белыми завоевателями, не понимая, что следующая очередь – их.
   Отношения между европейскими переселенцами и индейцами сначала складывались мирно. Когда "отцы-пилигримы", колонисты из Англии, чуть не погибли от голода, индейцы помогли им перезимовать и научили многому из того, что умели сами.
   В том, что странные на вид люди, говорящие на непонятном языке, поселились рядом с ними, индейцы не видели ничего плохого. Сколько племен, столько и обычаев, считали они. Да и каждое племя, прежде чем пришло на нынешние места, тоже долго странствовало, с боями продвигаясь к выбранной цели: одни пришли из-за гор, другие – из северных лесов, а эти вот – племя белых – из-за Великой Соленой Воды.
   И чужаки, если вели себя мирно, имели право приходить и даже селиться на землях иных племен.
   Белые, правда, хотели купить землю. Это, конечно, было смешно: земля никому не принадлежит. Ее создал Великий Дух. Но если белые, не слушая объяснений, убеждали взять ружья, порох, ткани и украшения, отчего же их не взять? Остров Манхэттен, где высятся сейчас небоскребы Нью-Йорка, куплен был за рыболовные крючки и стеклянные бусы общей стоимостью в шестьдесят голландских гульденов.
   Но потом переселенцы, ссылаясь на договор, под которым поставили отпечатки больших пальцев неграмотные вожди, начали прогонять индейцев с их земель. Те взялись за оружие.
   Индейцев тогда на территории сегодняшних США и Канады жило несколько миллионов.
   Белые колонисты высаживались на атлантическом побережье и двести лет неудержимо двигались в глубь страны через перевалы Аллеганских гор. Это движение непрестанно сопровождалось стычками с индейцами. Но даже самые сильные племена не выдержали натиска белых. Одни из них были полностью истреблены или бежали в Канаду, другие попали в резервации.
   Тогда-то впервые и появилось это слово – "резервация" – территория, где официально индейцы могли жить, не опасаясь чужого вмешательства. А в действительности – неудобные, ненужные переселенцам земли, на которых племя едва могло свести концы с концами.
   В шестидесятых годах XVIII века Понтиак, вождь племени отава, объединил племена Великих Озер, чтобы дать отпор англичанам и загнать их назад, за Аллеганские горы. Но он допустил непростительную ошибку, доверившись другим белым – французам. Как только Понтиак со своими воинами перестал быть им нужен, французы отвернулись от него.
   В 1812 году пал в битве вождь шауни Текумсе, объединивший многие племена Среднего Запада и Юга. В 1839 году умер в тюрьме вождь одного из кланов племени иллинои Черный Ястреб. Его захватили в плен и передали белым индейцы племени винебага, получившие за это двадцать коней и сто долларов. Скелет Черного Ястреба долго стоял в кабинете губернатора только что созданного штата Айова.
   Кстати, с точки зрения племенного кодекса чести воины винебага, захватившие Черного Ястреба, не совершили ничего дурного: иллинои были их врагами, и винебагам казалось, что с такими союзниками, как хорошо вооруженные белые, они покончат с неприятелем навсегда. Эту же ошибку не раз повторяли другие племена во всех частях Америки...
   Но это была не единственная причина, по которой индейцы проиграли все войны с белыми.
   Какими храбрыми воинами ни были бы индейцы, в поединке с белыми солдатами они уступали. Само понятие войны у них было иное, чем у европейцев. Точнее говоря, индейцы просто не знали, что такое война. То, что называлось у них этим словом, на самом деле означало всего лишь набег, когда угоняли скот, лошадей, захватывали пленных. Однако войны с точно поставленными и далеко идущими целями, с многодневными битвами, со сложной стратегией, которую мудрено разгадать, индейцы не знали. Как и не знали они того, что у белых одна цель: захватить всю страну.
   В 1829 году президентом Соединенных Штатов был избран Эндрю Джексон. Индейцы звали его Острым Ножом.
   30 июня 1834 года американский конгресс принял "Закон, регулирующий торговлю и сношения с индейскими племенами и обеспечивающий мир в пограничной зоне". Вся часть Соединенных Штатов к западу от реки Миссисипи (кроме штатов Миссури и Луизиана и территории Арканзас) объявлялась Индейской территорией. Белым запрещалось там торговать и охотиться без специального разрешения. Селиться запрещалось вообще.
   Не успел конгресс огласить закон, как десятки тысяч переселенцев перешли Миссисипи и двинулись на запад. Пришлось передвинуть границу Индейской территории еще дальше. Зато теперь индейцам гарантировали неприкосновенность их земель. Навсегда.
   Тем временем новые колонисты двигались с тихоокеанского побережья. Индейцы оказались меж двух жерновов.
   В 1860 году в Соединенных Штатах насчитывалось уже несколько сот тысяч индейцев, в большинстве своем живущих на огрызке Индейской территории, и больше тридцати миллионов белых...

Рисунки Д. Барабаша.