Кто такие импрессионисты?



М. Бессонова



   Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце, 1872 г.

   15 апреля 1874 г. парижане пришли к мастерской фотографа Надара на углу улицы Дому и бульвара Капуцинов. Здесь показали свои картины никому еще не известные художники Клод Моне, Сислей, Дега, Ренуар. Публика недоумевала. Кто эти выскочки, посмевшие высказаться независимо от официально признанного Салона?
   Парижские любители искусств увидели пейзажи, выполненные в непривычной тогда живописной манере. Они поражали глаз дерзким сочетанием контрастных выпуклых мазков.
   Реакция публики была самой неутешительной. По словам Ренуара, ее больше всего отталкивало в картинах отсутствие всего того, что привыкли видеть в музеях. Довольно суровой была и реакция критики. Одна из картин Клода Моне называлась "Впечатления. Восход солнца" (по-французски впечатление – импрессион). Тогда же молодых живописцев и прозвали "импрессионистами".

   Клод Моне. Стог сена в Живерни. 1889 г.

   Импрессионисты черпали темы из современной жизни, продолжая в этом многовековую традицию западноеворпейского искусства. Новое заключалось не в сюжете, а его трактовке. Импрессионисты создавали серии одних и тех же пейзажей, но изображали их в разное время года и суток. Каждый пейзаж запечатлевал единственное и неповторимое мгновение из жизни природы. Образ у импрессионистов был основан на цельности восприятия, они не разделяли предметы на главные и второстепенные. Специфической чертой их живописи была серийность. Наиболее знаменитые серии принадлежат кисти Клода Моне. Художник писал, что работая над серией пейзажей со стогами сена, он приходил в отчаяние от своей "медлительности", ибо солнце садилось так быстро, что он не мог поспеть за ним.

   Пьер Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 г.

   Импрессионисты обратились и последним достижениям – физической и физиологической наук, чтобы добиться точного воспроизведения света, цвета и движения такими, как их видит глаз. На их полотнах изображение как бы оживает, начинает двигаться. Пятна цвета расслаиваются, переходят одно в другое, лишая форму статичности.
   Искусство импрессионистов продемонстрировало решительный разрыв с традиционными правилами и приемами создания живописной композиции. Дав толчок для развития художественных течений XX в., оказавшись провозвестником искусства нашей эпохи, импрессионизм не превратился в художественное прошлое. Современные художники, развив импрессионистические приемы, изображают окружающий мир таким, каким он представляется взору внимательного и чуткого наблюдателя.