Трагедия капитана Гудзона



И. Магидович


   Поздней осенью 1611 года судно английской Ост-Индской компании "Открытие", водоизмещением в 55 тонн, вышедшее из Лондона куда-то на северо-запад еще весной предыдущего года, возвратилось в Англию без капитана. Не вернулись на родину и девять моряков из команды корабля.
   В судовом журнале "Открытия", который предъявил местным властям штурман Роберт Байлот, последняя запись капитана Генри Гудзона была сделана 3 августа 1610 года. Больше года назад! Не было никаких отметок ни о смерти капитана, ни о гибели кого-либо из матросов. В журнале не хватало многих листов, и за последней записью Гудзона шли заметки, сделанные рукой Байлота и датированные летом следующего года.
   Шестидесятилетний капитан Генри Гудзон был известен своими настойчивыми, но тщетными поисками северных морских путей в Китай.
   В 1607 году Гудзон пытался пройти туда прямо через Северный полюс. Он обогнул с северо-запада Шпицберген, дошел до 80°23' северной широты и, встретив непроходимые льды, вынужден был повернуть обратно. На следующий год он двинулся на северо-восток; на этот раз он дошел только до входа в Карские ворота. В 1609 году Гудзон повел свой корабль на запад; дойдя до берегов Северной Америки, он открыл близ сороковой параллели не проход в Тихий океан, а неизвестную реку, которую назвал "Большой Северной рекой". И, наконец, весной 1610 года он отправился на поиски северо-западного прохода в Тихий океан...
   ...Показания, которые дали на суде матросы "Открытия", были неясны, противоречивы и скупы. Словоохотливее других оказался матрос Абакук Приккет. Позднее он продиктовал свои показания и даже напечатал их под названием "Рассуждения".

***

   В апреле 1610 года "Открытие" вышло из устья Темзы и взяло курс к берегам Исландии. Уже на этом переходе начались распри между капитаном и командой, которые в дальнейшем все больше обострялись.
   От Исландии Гудзон повел судно к восточному берегу Гренландии, откуда начал спускаться вдоль берега на юг, тщетно отыскивая проход в Тихий океан. Обогнув южную оконечность Гренландии, Гудзон повернул на запад. Дойдя до берегов таинственной земли "Мета инкогнита", открытой английским мореплавателем Фробишером, Гудзон и здесь безуспешно искал проход. Не найдя его, он обогнул "Мету" с юга и вошел в пролив, забитый льдом. Идя проливом на запад, Гудзон открыл северный берег полуострова Лабрадор. 2 августа Гудзон увидел землю, которую принял за выступ материка (на самом деле это был остров Солсбери), а на следующий день, когда судно обогнуло этот выступ, перед мореплавателями открылось под бледными лучами северного солнца широкое серебристо-голубое пространство – спокойное море, свободное ото льда.
   "Мыс у выхода из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм" – такова последняя запись в судовом журнале, сделанная рукой Гудзона.
   Дальнейший путь "Открытия" можно с трудом проследить по сбивчивым показаниям Абакука Приккета.
   Несколько недель "Открытие" шло на юг вдоль материкового берега. Далеко на западе в ясную погоду временами была видна земля. Моряки думали, что это противоположный берег широкого пролива, который ведет их к "Южному морю" – Тихому океану. На самом деле это были цепи островов, тянущихся параллельно западному берегу Лабрадора на расстоянии 50 – 150 километров от него.
   Спустившись на юг больше чем на 1 200 километров по этому мнимому проливу, мореплаватели достигли сравнительно небольшого залива (теперь – залив Джеймса). Дальше пути на юг не было, берег круто поворачивал на северо-запад. Здесь, по свидетельству Приккета, среди команды вновь усилилось недовольство, грозившее перейти в открытое возмущение; капитан высадил на пустынный берег моряка, которого он считал главным смутьяном.

   Последнее путешествие Генри Гудзона. Джон Кольер. 1881 г.

   У юго-западного берега залива судно зазимовало, а ранним летом 1611 года Гудзон решил вести корабль обратно на север. В это время часть команды восстала против капитана. Восставшие спустили с корабля лодку, высадили в нее Гудзона с маленьким сыном, помощника штурмана и шестерых матросов, взявших сторону капитана. Судно ушло на север, оставив лодку с Гудзоном и его спутниками на произвол судьбы.
   Так закончилось последнее плавание старого капитана.
   К без вести пропавшему Гудзону пришла редкая посмертная слава. Открытая им "Большая Северная река", которую он принял сначала за путь в Китай, названа его именем – рекой Гудзон. Пролив, вход в который был указан его предшественниками, назван Гудзоновым проливом, а море, ставшее могилой мореплавателя, на всех географических картах обозначается как Гудзонов залив.