Греческие вазы (из коллекций Эрмитажа)


К. Горбунова


   В древнегреческих городах очень рано научились изготовлять тонкостенную глиняную посуду разнообразных форм и расписывать ее черной и бурой краской.
   Вот на стенках плоской чаши изображены идущие по кругу друг за другом пантеры, кабан, олень. Чаша сделана в одной из областей Греции, в Беотии, в VI веке до новой эры. Недаром историческую эпоху древней Греции называют "детством человечества". Быт людей крайне прост. Искусство делает первые шаги. Мастеру еще не всегда удается передать правильные пропорции фигур животных, их позы.
   Поэтому у пантеры очень маленькая головка, да к тому же и поворот ее изображен неумело.
   Время идет. Мысль человека движется вперед, он изобретает новые орудия труда, улучшает старые. Искусство тоже совершенствуется. Постепенно мастера-керамисты и рисовальщики, внимательно всматриваясь в окружающий их мир, начинают изображать фигуры животных более правильно, а затем начинают рисовать и человека.
   Самые замечательные греческие вазы создавались в мастерских города Афин. Эти вазы отличаются от изделий других древнегреческих городов разнообразием сюжетов, красивой формой и прекрасным черным блестящим лаком. Чаще всего на аттических вазах, – изготовленных в Аттике, области, центром которой были Афины, – изображались эпизоды из мифов и героических поэм "Илиада" и "Одиссея". Один из интереснейших моментов "Илиады" изображен на большой гидрии – сосуде для воды.
   Только что закончилось единоборство Ахилла с Гектором. Ахилл убил своего врага и теперь привязывает его тело к колеснице. Пусть и после смерти Гектор не знает пощады. Он не будет предан земле.
   Могучий Ахилл склонился над врагом. Он изображен в полном вооружении, на голове его шлем с высоким гребнем в виде длиннохвостой лисицы, у ног – круглый чеканный щит. В легкую боевую колесницу запряжена четверка коней.
   На оранжевом фоне глины – черные фигуры. Поэтому ваза и называется чернофигурной.
   Иногда сосудам придавали формы различных фигурок или голов людей и животных. Искусный мастер сделал сосуд для питья в виде головы лошади; на венчике сосуда, исполненном в виде шеи животного, размещены маленькие фигурки танцующих и играющих на флейтах юношей. Ваза сделана в начале V века до новой эры. Известно даже имя мастера, изготовившего эту вазу: Бригос. На вазе так и написано: "Бригос сделал".
   Сосуд Бригоса интересен не только формой. Фигурки, помещенные на его венчике, отличаются от рисунков на предыдущей вазе. Там они были сделаны в виде черных силуэтов на фоне оранжевой глины. Здесь фон залит черным лаком, а фигурки оставлены в цвете глины. Такие вазы называются краснофигурными. Они появились лишь в конце VI века до новой эры. Авторы чернофигурных рисунков не могли изображать сложные композиции, не могли объемно передавать человеческую фигуру, силуэты сливались. Краснофигурный же рисунок давал большую свободу мастерам.
   Стройная ваза с двумя ручками, называемая амфорой, сделана во второй половине V века до новой эры. На ней изображена Европа, прекрасная дочь финикийского царя. По преданию, Европа, играя, села на широкую спину быка. Она не знала, что это – бог Зевс, принявший облик быка, чтобы ее похитить. Бык стремительно помчался к морскому берегу, бросился в море и уплыл со своей ношей на остров Крит, где впоследствии жила Европа.
   Живо и естественно изображен бегущий бык, тщательно и умело передана одежда Европы, слегка колеблемая ветром, мягкие развевающиеся локоны девушки.
   Времена изменились. Искусство шагнуло далеко вперед. Во второй половине V века до новой эры греческие рисовальщики уже легко справляются с любой композицией и изображают окружающий мир с большим мастерством.
   Как сохранились до нашего времени эти замечательные вазы?
   Согласно греческому ритуалу, вазы ставили в могилы умерших. Когда через 2500 лет археологи начали раскапывать древние могилы, они стали находить чернофигурные и краснофигурные вазы и передавать их в музеи. Так создалась эрмитажная коллекция греческих ваз – одно из лучших собраний в мире.