Экспедиция "Ра" (плавание Тура Хейердала из Африки в Америку на папирусной лодке)


Генрих Анохин


Плавали ли египтяне на Юкатан?


   Маршрут Ра намечавшийся (помечен точками) а тот, который осуществился (пунктиром). Крестиком показано место, где полузатопленную ладью окружила стая акул – пришлось отказаться от ремонта.

   Прежде чем начинать читать, взгляни на карту. Видишь, перед тобой Атлантический океан. Справа – Европа и Африка, слева – Северная и Южная Америка, Новый Свет, как называют этот материк со времен Колумба.
   А до Колумба? Бывали ли в Новом Свете люди Старого?
   Учёные знают об этом совсем немного. Известно, что в XIII веке на запад от берегов Африки – куда-то за океан – отправились целые флотилии. Об этом рассказывают средневековые арабские рукописи.
   Норманн Лейв Эрикссон в 1000 году нашей эры открыл за океаном землю, которую он назвал Винланд, свидетельствуют исландские рукописи XIII века. В наши дни археологи нашли остатки норманнского поселения и доказали, что в Америке почти за полтысячелетия до Колумба жили европейцы.
   Однако некоторые ученые считают, что люди из Старого Света бывали в Новом еще в более глубокой древности – чуть ли не в те времена, когда в Египте царствовали фараоны.
   Но как ученые доказывают это? Прежде всего они изучили сходство в ремеслах, культуре и искусстве Старого и Нового Света.

   Одна из самых древних пирамид Египта – ступенчатая, такая же, как и появившиеся позже ступенчатые пирамиды в Мексике и Перу.

   На землях Мексики и Перу существовали пирамиды – усыпальницы правителей и жрецов, – такие же ступенчатые, как самые древние египетские. Это хорошо видно на фотографиях. Так вот, на захороненных там саркофагах нашли изображения бородатых жрецов. Это удивило ученых: ведь индейцы Нового Света не носили бороду. Зато жрецы Старого Света обязательно были бородатыми... На крышках и стенах саркофагов были нарисованы священный крылатый змей, человеческие фигуры с птичьими головами и божество с головой ягуара или пумы. Такие рисунки тоже были хорошо знакомы египтологам.
   Много схожего и в том, как обитатели этих разных континентов обрабатывали землю, пряли ткани, делали мумии и совершали сложнейшие медицинские операции. И, что особенно важно, при письме пользовались не буквами, а иероглифами.
   Ученые по-разному объясняли это сходство. Одни считали, что каждый народ развивался самостоятельно и самостоятельно выработал эти черты. Другие – что люди Старого Света в древние времена переселились в Америку и научили всему, что уже знали, коренное население Америки.

Норвежец Тур Хейердал вмешивается в спор

   В сентябре 1966 года в Аргентине проходил конгресс ученых – исследователей истории и культуры коренных народов Америки. На конгрессе выступил знаменитый норвежский ученый Тур Хейердал – тот самый, что в 1947 году на плоту, связанном из стволов бальсового дерева, проплыл с пятью товарищами восемь тысяч километров из Южной Америки на острова Тихого океана. Сделал он это для того, чтобы выяснить, могли ли древние перуанцы на таких же бальсовых плотах переплыть через океан и поселиться на островах.
   На конгрессе в 1966 году Хейердал тоже предложил ученым проверить, как могли добраться древние люди в Новый Свет. Проверить это для ученого означало попробовать самому проплыть по наиболее вероятному маршруту.
   Но на чем плыть? Каким могло быть судно у древних мореходов?

   Представители племени батума работают над отделкой ладьи. Рядом – Тур Хейердал. Хорошо видны стебли папируса, похожие на знакомые нам стебли камыша.

   Еще в 1956 году, когда Хейердал вел раскопки на острове Пасхи, он познакомился с мореходной лодкой из пучков камыша.
   Из такого же камыша вяжут лодки и индейцы Перу и плавают на них по озеру и даже в океане, у берегов Перу.
   Индейцы племени церис в Северо-Западной Мексике то же делают такие лодки.
   Хейердал побывал и там, видел, как заготавливают камыш, как вяжутся и испытываются новые лодки.
   Весной 1968 года ученый в Африке – на озерах Тана и Звай в Эфиопии и на озере Чад. И здесь он видел ладьи, похожие на камышовые, но только связаны они были из стеблей папируса.

   Ладья Ра построена. После спуска на воду в порту Сафи, на ней появятся мачта и парус.

   В далекой древности были такие лодки и в Египте, но сейчас папирусное судоходство здесь забыто: папирус давно уже в этих местах не встречается.
   Обратились к истории. В древних царских погребениях на берегу Нила и у границы Аравийской пустыни учёные нашли изображения таких лодок. Гробница одного жреца в Саккаре недалеко от Каира была украшена целой серией рисунков. Это была удача! Здесь последовательно изображалось забытое людьми строительство –заготовка и сушка стеблей папируса, вязание пучков и корпуса судна, появление готовой ладьи с мачтой, парусом, вантами и веслами. Всю эту исследовательскую работу провел шведский историк Бьерн Ландстрем. Он и разработал примерные чертежи древнеегипетской лодки.

По маршруту, скрытому веками


   Даже с грузом на борту папирусный корабль не дал осадки в воде. На парусе яркий красный круг – символическое изображение древнеегипетского бога Солнца Ра.

   Изучив чертежи Ландстрема, Хейердал уже не сомневался, что можно построить такую ладью и отправиться на ней в Новый Свет.
   Маршрут ему подсказали океанские течения. В берега Северо-Западной Африки ударяется одно из самых мощных течений – Канарское. Возле мыса Сафи – взгляни на нашу карту – оно поворачивает в Атлантический океан. Здесь его средняя скорость – пятьдесят километров в сутки. А там, где оно переходит в Северо-Экваториальное, примерно в середине океана, – уже около ста километров. Если сюда попадает простое, "неуправляемое" бревно, то и его быстро вынесет к берегам Нового Света.
   Хейердал предположил, что теплые воды этих течений могли подсказать маршрут и древним мореходам. Возможно, путешественники даже не выбирали этот путь – просто течением корабли уносило на запад, особенно в непогоду.
   Зимой 1969 года Хейердал закупил в Эфиопии сто пятьдесят кубических метров стеблей папируса. Их перевезли в пустыню, к подножию пирамид, что южнее Каира. Здесь папирус высушили, и здесь три мастера, приглашенные из Республики Чад, за весну связали ладью.
   Правда, она не получилась серповидной, как на чертежах Ландстрема. Негры построили плоскодонку, как строят у них на родине.

   Тур Хейердал и другие участники экспедиции на борту "Ра".

   Это был большой корабль – семнадцать метров в длину и более пяти в ширину. Его перевезли сначала в порт Александрию, затем через Средиземное море на шведском грузовом пароходе "Сагахолм" в порт Танжер. Оттуда доставили на старт экспедиции – в южно-марокканский порт Сафи. Установили мачту, парус и загрузили ладью припасами и пресной водой. Вода была в глиняных кувшинах, горлышки которых залили смолой, – так хранили воду на кораблях древние египтяне. Из съестных припасов взяли только то, что могло быть у мореходов в древности: вяленую баранину и солонину, сухие лепешки, сушеные фрукты, вино. В клетках были живые куры, не забыли зерно для них.
   Хейердал сам подбирал команду.
   Семь человек составляли этот небывалый интернациональный экипаж. Заместителем Хейердала был американец Норман Бейкер – штурман и радист. Мексиканский антрополог Сантьяго Хеновес кормил команду и одновременно наблюдал за здоровьем людей в трудных условиях небывалого плавания. В этом ему помогал советский врач Юрий Сенкевич. Африканец Абдулла Джибрин был главным по всем ремонтным делам. Итальянский альпинист Карло Маури снимал надводную часть будущего документального цветного фильма "Экспедиция "Ра". Подводной частью занимался египетский инженер и спортсмен Джордж Сориал.
   25 мая "Ра" стартовала и сразу показала хорошие мореходные качества. Через неделю были уже позади острые скалы Канарских островов. И перед островами и после них ладья выдержала по одному шторму.
   А через пять недель плавания "Ра" вошла в зону бурь. Есть такая зона вблизи экватора, где северные и южные ветры – пассаты образуют как бы сквозняковый коридор. Волны, как щепку, бросали ладью. Вскоре от бесконечных рывков корпус судна и особенно корма были расшатаны. Настал момент – это было в полночь – когда корма стала опускаться в воду. Общими усилиями успели спасти съестные припасы, сосуды с пресной водой, движок.
   Новый, четвертый шторм обрушился на ладью на восьмой неделе плавания. Этот был ещё пуще прежнего. Сломало рею на мачте, потом саму мачту, порвало парус, разрушило каюту. Гигантские шести- и семиметровые волны вертели и швыряли папирусный кораблик, а непрерывный ливень не давал возможности сделать ремонт. Когда утром 17 июля к "Ра" подошел вызванный на помощь рыболовный траулер "Шенандоу", экипаж ладьи едва держался на ногах. Люди не спали двое суток.
   Экипаж "Ра" пытался отремонтировать свое судно, но повреждений было слишком много. Корма просто затонула. Ручное и парусное управление были уничтожены. Правый борт разбит грузами и опустился вровень с волнами океана.
   Экипаж перебрался на "Шенандоу", приладив своему судну на прощание мачту из двух весел и маленький парус. Пусть ладья сама плывет, может быть, без людей достигнет берегов Нового Света!
   Прощание с ладьей произошло после того, как экипаж проплыл на ней пять тысяч километров. Это около пяти шестых всего маршрута из Старого Света в Новый. Цель, которую ставил перед собой Хейердал, – выяснить, обладает ли папирусное судно мореходными качествами, – была выполнена. От штормов и непогоды может затонуть и самый совершенный современный пароход. Ладья же выдержала четыре шторма и с запасами продовольствия все еще держалась на воде.
   Теперь вернёмся к главному вопросу, ради которого "Ра" отправилась в путь. Плавали ли египтяне на Юкатан? Экспедиция показала, что они могли плавать на папирусных судах.
   Путешествие "Ра" было только частью, началом обширного исследования.

Рисунок Б. Каштымова.