Черепаха-победитель (южноафриканская сказка)


   – Не понимаю, – сказал как-то утром Камба-черепаха своей жене, – почему слон Ньобвю так важничает? Потому что он уродился крупнее всех зверей? И Мву, гиппопотам, – такой же зазнайка.
   – Грубые невежи! Вот они кто! – презрительно фыркнула черепаха-жена.
   – Правда, они сильнее всех нас, – пробормотал Камба.
   – Ну и что из того? – возразила ему жена. – Что толку в силе, если нет ума, хотела бы я знать?
   – Разве они такие уж безмозглые? – в сомнении проговорил Камба. Он был очень скромным и всегда считал, что другие умнее его.
   – У них нет того, что я называю мозгами! – заявила жена высокомерно. – Послушай-ка меня, Камба, – сказала она немного погодя.– Мы можем хорошенько проучить их. Им ещё придётся гордиться знакомством с тобой!
   – Ого! – воскликнул Камба. – Что же ты задумала?
   Жена принялась рассказывать. И пока Камба слушал ее, его улыбка становилась всё насмешливей, а к концу рассказа рот растянулся до ушей.
   – Прекрасно! – захохотал он. – Великолепно! Превосходная идея! Я сразу же пойду и вызову их.
   И, смеясь от удовольствия, он отправился к гиппопотаму.
   Мву пускал пузыри посреди реки. Только его уши и маленькие свиные глазки видны были из воды. Камба семь раз окликнул гиппопотама, прежде чем тот обратил на него внимание. Наконец Мву надменно взглянул на черепаху и сказал, что он запрещает шуметь на берегу своей реки.
   – С каких это пор, – смело возразил Камба, – берег реки принадлежит тебе?
   – Как ты смеешь со мной так разговаривать?! – разозлился Мву .– Ты жалкое создание! Наглая букашка! Убирайся немедленно!
   – Кажется, ты воображаешь, что ты сильнее меня? – отвечал Камба.
   – Да уж, конечно, не слабее!
   – Сомневаюсь, – сказал Камба. – Хвастаться может каждый, но ты не осмелишься померяться силою со мной. Давай возьмём канат и посмотрим, кто кого перетянет!
   – Что?! – завопил Мву. – Я? Не осмелюсь? С тобой?! Да я переброшу тебя через голову быстрее, чем змея может ужалить!
   – Где тебе! – откликнулся Камба. – Конечно, я не могу сказать, что сумею перебросить тебя...
   – Я думаю!.. – гневно перебил Мву.
   – Ну что ж, давай встретимся завтра на восходе! И если ни одни из нас не сможет перетянуть другого, мы будем тянуть до тех пор, пока канат не лопнет, и тогда будем знать, что силы наши равны.
   – Обязательно приду, – согласился Мву. – Я вышибу тебя из твоего панциря и шлёпну так, что ты пожалеешь, что вообще родился на свет!
   – Хорошо, – невозмутимо проговорил Камба, – там видно будет.
   И без дальнейших церемоний уполз искать Ньобвю-слона.
   Ньобвю вкушал послеобеденный сон в тени баобаба и ужасно рассердился, что его разбудила черепаха. Когда же Камба заявил, что он хочет померяться силой с ним, слоном, Ньобвю яростно затрубил и, чтобы показать, как он силен, вырвал с корнями соседнее дерево.
   Склонив голову набок, Камба взглянул на несчастное дерево.
   – Недурно, – снисходительно сказал он. – Хотя, конечно, это – молоденькое деревце.
   – А что ты скажешь об этом? – промычал в бешенстве Ньобвю. И он быстро вырвал с корнями другое дерево, побольше.
   – Это да! – важно сказал Камба. – В самом деле неплохо. Однако я всё-таки не думаю, чтобы ты выдержал состязание со мною.
   – Ха-ха-ха! – захохотал слон. – Это самая лучшая шутка, которую я слышал за последние годы! Я переброшу тебя через голову быстрее, чем может ужалить пчела, глупое маленькое пресмыкающееся!
   – Ну что ж, там увидим! – холодно сказал Камба. – Во всяком случае, я вызываю тебя завтра на рассвете. И если ни один из нас не перетянет другого, мы будем тянуть до тех пор, пока не разорвется канат, и тогда признаем, что силы наши равны.
   – Прекрасно, – согласился Ньобвю. – Но ты пожалеешь о своей наглости. Не хотел бы я быть на твоём месте!
   – И я ни за что не желал бы быть на твоём, – отважно ответил Камба и пополз прочь, чтобы рассказать всё жене.
   Мву, который привык к каждому делу относиться добросовестно, всю ночь упражнялся. Он старался хорошенько размять мускулы и почти ничего не ел,
так как придавал большое значение тренировке. Ньобвю, напротив, был совершенно уверен, что он сильнее любого зверя в Африке. Поэтому он пообедал так же плотно, как всегда, и даже не подумал тренироваться. А Камба провёл всю ночь, разыскивая длинную и крепкую виноградную лозу, которая могла бы заменить канат.
   Наконец он нашел то, что искал. На рассвете он дал один конец "каната" слону, а другой – гиппопотаму. Трава была очень высока, а лоза очень длинна. Звери не могли видеть друг друга, и каждый думал, что состязается с черепахой. На самом деле Камба находился посередине между ними. Он крикнул:
   – Ну как? Готово? Начали!
   Тут оба зверя упёрлись как следует и потянули канат изо всех сил, думая, что всё можно кончить одним хорошим рывком. Но ни одному из них не удалось сдвинуть противника ни на шаг.
   – Ну и ну! – воскликнул Мву-гиппопотам. – Эта черепаха просто поразительно сильна!
   Ньобвю тоже тянул во всю мочь. Никогда в жизни ему ещё не приходилось так напрягаться. Но он не мог выиграть ни полшага. Через некоторое время и он пробормотал про себя:
   – Фу! Просто удивительно, откуда у этой черепахи столько силы?
   Шёл час за часом, но ни слону, ни гиппопотаму не удавалось сдвинуть с места друг друга, хотя они уже начали уставать. Наконец Камба, который отлучался поискать себе грибов на завтрак, решил, что с них хватит. Он достал карманный ножичек и осторожно перерезал канат точно посередине. Тотчас же раздался неслыханный всплеск с одной стороны, а вслед за тем – ужасный треск с другой стороны.
   Гиппопотам стоял на самом берегу реки. Когда канат лопнул, он свалился прямо в воду. Целую неделю Мву вынужден был потом извиняться перед рыбами и крокодилами, которых он растревожил своим падением.
   Слон, падая, налетел на дерево, стоявшее сзади. Удар был так силён, что дерево рухнуло. Немало времени пришлось потратить стону, чтобы выбраться из-под кучи ветвей, корней и земли. Когда же Ньобвю вылез, он увидел, что на него, смеясь, смотрит черепаха.
   – Я надеюсь, ты не покалечил себя? – спросил Камба. – Мы славно провели время! Удивляюсь, как это канат выдерживал так долго. Во всяком случае, теперь ты согласишься, что у нас равные силы!
   – Похоже на то, – ответил Ньобвю очень сердито. – Но я всё ещё не могу этому поверить! – И он, недоверчиво покачивая головой, морщась от боли, медленно зашагал прочь.
   Камба же поспешил на берег реки и окликнул Мву.
   – Как ты себя чувствуешь? – спросил он. – Я должен тебя поздравить, ты замечательно силён. У нас на самом деле равные силы, не правда ли?
   Мву-гиппопотам был слишком изумлён. Он даже не мог говорить и только кивнул в знак согласия.
   – Может быть, ты соберёшься ко мне как-нибудь вечерком поужинать? – продолжал дружелюбно Камба. – Мы можем пригласить Ньобвю-слона. Он, наверное, единственный зверь, который может сравниться с нами, не правда ли?
   Снова Мву кивнул в ответ. Потом с большим усилием заставил себя раскрыть рот.
   – Я думаю, мы можем уважать друг друга, – сказал он и, закрыв свои маленькие глазки, ушёл под воду.

Перевела и обработала Е. Померанцева.