В древней Элладе


Б. Семевский


   Когда мы подъезжали к столице Греции Афинам, первое, что привлекло наше внимание – это невысокий, с пологой вершиной господствующий над городом холм. Это был не макет, не фотография, не картина, а самый настоящий подлинный Акрополь, культурный, экономический и политический центр древней Эллады, колыбель древнейшей в Европе культуры, святыня греческого народа, да и всего человечества, город Перикла и Геродота, Фидия и Протагора.
   Он был примерно такой же, каким я всегда и представлял его, – одновременно и очень простой и величественный.
   Вершину холма древние эллины (точнее, их предшественники) начали застраивать с 14 века до н. э., но основной ансамбль, обессмертивший Акрополь, был создан в 5-м веке до н. э.
   Ходить среди этих древностей нужно с осторожностью, так как мраморные ступени от времени стерлись и стали скользкими.
   Вход в Акрополь – Пропилеи – имел девять ворот. К восьми из них вели ступени, а девятый вход был пологий, без ступеней, чтобы по нему могли подниматься жертвенные животные.

   Храм Бескрылой Победы

   К югу от Пропилеев возвышается храм Бескрылой Победы (Ники Аптерос). Когда-то внутри него находилась деревянная статуя крылатой женщины – богини победы Ники. Древние эллины были убеждены, что пока богиня победы с ними, они победят в любой войне. Но они очень боялись, что, обладая крыльями, Ники может улететь от них. Чтобы этого не случилось, они, умилостив деревянную богиню многочисленными жертвами, отпилили ей крылья. Вот почему храм получил свое нынешнее наименование. Сохранились барельефы, изображающие сцены из жизни богини. Они показывают, что Ники не очень унывала, потеряв крылья, и вела вполне человеческий образ жизни. Впрочем, деревянная богиня не спасла эллинов от поражений и сама была уничтожена в одной из войн.

   Храм Эрехтейон

   На севере Акрополя возвышаются развалины одного из замечательных памятников древней Эллады – храма Эрехтейон, посвященного одновременно покровительнице города Афине-Палладе (дочери Зевса, вышедшей в полном вооружении прямо из его головы) и богу морей Посейдону. Особенное внимание здесь привлекают первые в мире кариатиды. Тут это еще не архитектурный термин, а собственное наименование жриц храма Артемиды из Карии. Это одновременно и женщины и колонны. Складки юбок воспроизводят мотивы колонн и как бы сливаются с ними. Всего кариатид шесть; особенно хороша первая, у которой сохранилось как бы не тронутое временем тонкое одухотворенное лицо, с классическим греческим профилем. Ей "повезло": стены и карниз храма предохраняют ее от разрушительного действия солнца, ветра и дождя. Четвертая кариатида – поддельная. Она поставлена на место подлинной, обманным путем вывезенной в Англию и сейчас находящейся в Лондонском национальном музее.
   Центр композиции Акрополя составляет величественное беломраморное здание Парфенона. Первое впечатление, когда увидишь это чудо древней Эллады, производит его воздушность. Кажется, вот подует легкий ветерок, и он улетит...

   Парфенон

Было много попыток повторить Парфенон. В наш век развития науки, техники и архитектуры, казалось бы, ничего здесь сложного нет. Но не тут-то было! В Париже известна церковь Святой Марии Магдалины, представляющая попытку повторить Парфенон. Внешне это почти точная копия, но Сент-Мадлен производит впечатление чего-то приземистого, как бы медленно вползающего в землю, а Парфенон стремится ввысь.

   Театр Диониса

   Этот храм был посвящен Афине-Палладе. В центре его находилась 13-метровая статуя этой богини работы великого Фидия. Она была изготовлена из слоновой кости и золота. Глаза и украшения состояли из рубинов и бриллиантов. После падения древней Эллады это неповторимое произведение человеческого гения было вывезено в Константинополь (Стамбул) и поставлено на ипподроме, где и погибло во время пожара.
   Многочисленные завоеватели делали все возможное, чтобы погубить и самый Парфенон. Много раз разрушали его турки; наконец они использовали Парфенон под склад пороха, который взорвался в 1687 году. Потолок, часть пола и стен разлетелись, но колонны, построенные в V веке до нашей эры, устояли. Все, что могли, ломали и вывозили в свои музеи западноевропейские "культуртрегеры".

   Храм Гефеста

   Но Парфенон стоит. Он царит над окрестностями, и никакие разрушения не в силах нарушить его стройный и величественный вид. Это вечная слава и вечный памятник древней эллинской культуры трудолюбивому, талантливому греческому народу.
   В тяжелые годы фашистской оккупации Парфенон прославил герой греческого народа – Манолис Глезос. По совершенно отвесной скале поднялся он к Парфенону и укрепил на его вершине национальный греческий флаг. Это явилось символом того, что греческий народ не покорился оккупантам.

   Храм Зевса

   У подножия Акрополя сохранился первый в мире театр, вмещавший 14 тысяч зрителей. Это театр Диониса. Он на открытом воздухе, имеет форму полуамфитеатра и поражает своей изумительной акустикой: шелест бумаги на сцене отлично слышится на самых дальних местах.
   Много можно было бы рассказать о замечательных памятниках древности, которые пленяют воображение в Афинах: Ареопаг – верховный суд, по названию холма Арес, на котором он расположен; храм Гефеста – бога огня и покровителя кузнецов; храм Зевса Олимпийского, который строился восемь столетий; арка императора Адриана; Одеон, театр Герода Аттика, в котором и до сих пор идут представления древнеклассических пьес, и много других.

   Одеон Герода Аттического

   Я не могу не упомянуть о Национальном археологическом музее, куда собраны многие выдающиеся произведения древней Эллады. Здесь находится статуя богини правосудия Фемиды; замечательная фигура амазонки на лошади. Чудесен бронзовый малчик на коне (II век до нашей эры).
   А вот найденная на дне моря статуя, относящаяся к V–VI векам до нашей эры.

   Статуя Фемиды из Рамнуса. Мрамор. 3 век до н.э.

Это бронзовое тело бородатого мужчины выглядит как живое. В нашей литературе его называют Зевс, греки говорят, что это Посейдон. Высокое мастерство проявляется в экспонатах музея, в каждой статуе, надгробных барельефах, керамике.

   Посейдон (Зевс). Бронза. 460–450 гг. до н.э.

   Выходишь из музея на улицу, и перед глазами как бы переплетается глубокая старина с современностью. Мимо проносятся современные автомобили. На скамеечке под тенью каштана можно увидеть старика, играющего на древней бузуке, а из окна ресторана все заглушают звуки другой музыки.
   На режиме жизни Афин сказываются природные условия, в которых они находятся. Здесь типичный субтропический климат средиземноморского типа. Летом 4–5 месяцев не бывает дождей, днем очень жарко. Поэтому в полуденные часы жизнь в городе замирает. Зато по вечерам, когда наступает прохлада, жизнь не затихает до поздней ночи. Улицы заполнены гуляющими, многочисленные кафе выставили столики прямо на тротуары или площади, около них иногда возникает импровизированная эстрада, на которой выступают артисты.

   Всадник с мыса Артемисион. Бронза. 150–200 г. до н. э.

   В столице Греции расположена Академия наук, публичная библиотека, университет, политехнический институт.
   В уединенном отдалении, среди большого парка, за высокой оградой находится королевский дворец. Вокруг него замерли на часах гвардейцы, сохранившие средневековую архаичную форму: ярко-красная феска, куртка, расшитая пуговицами, юбочка выше колен, войлочные туфли с загнутыми вверх носками.
   Греческий народ за всю свою многострадальную историю видел в нашем народе только друзей. Наша страна оказывала ему решающую помощь в наиболее трудные периоды его исторического развития. Поэтому гостей из нашей страны здесь всегда рады видеть!