Семь чудес света



С. Соколинская


   Тысячи лег тому назад люди древнего мира – греки, египтяне, вавилоняне – уже умели строить большие города, возводить дворцы и храмы, украшать их великолепными статуями.
   Из глубокой древности дошла до нашего времени слава о семи произведениях зодчества и скульптуры, уже тогда названных чудесами света.
   В те времена, как и сейчас, люди любили путешествовать. Тогда не было ни поездов, ни самолётов, и путешествие продержалось целые годы. Но люди смело отправлялись в путь, а вернувшись, писали о своих путешествиях книги, рассказывали о виденных чудесах своим друзьям.
   Наслушавшись этих рассказов, люди мечтали побивать в Олимпии... Там можно не только посмотреть спортивные состязания, но и увидеть гигантскую статую Зевса Олимпийского. Говорят, она вся из слоновой кости и золота и сделал её великий скульптор Фидий! А на острове Родос у входа в гавань стоит Колосс в венце из золотых лучей. Колосс так велик, что один палец его невозможно обхватить двумя руками. А ещё... Вот счастливцы, кто живёт в городе Вавилоне! В этом городе чудесные висячие сады…
   А разве сейчас, в наше время, люди не мечтают о путешествии в Египет, в страну пирамид? А ведь пирамиды – это одно из семи чудес света, единственное, сохранившееся до нашего времени…
   Обо всех семи чудесах света вы прочитаете здесь.

ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ

   Недалеко от города Каира, среди жёлтых песков пустыни, высятся огромные каменные горы удивительно правильной формы. Это знаменитые пирамиды. Вот уже пятьдесят веков стоят они, вызывая восторг и удивление, и время бессильно перед ними.
   Самая большая из них – пирамида Хуфу... Гладкие каменные стены, и в них ни одного окна, ни одной двери. Пирамида сложена из двух с половиной миллионов тяжелейших каменных плит... Плиты поставлены одна на другую с такой точностью, что между ними не пройдет и лезвие ножа.
   Эту работу впору делать самому огромному подъёмному крану. Но в те времена машин не было. Все работы делались вручную.
   Если бы мы могли перенестись туда, где строилась пирамида Хуфу, мы увидели бы настоящий человеческий муравейник.
   Сто тысяч рабов, обливаясь потом, подгоняемые бичами и окриками надсмотрщиков, копошатся в раскалённой солнцем пыли.
   Они подтаскивают к пирамиде огромные каменные плиты, тащат их по наклонным дорогам наверх, укладывают точно на место.
   Множество людей гибнет от тяжкого труда, на их место приходят новые. Пирамида строится двадцать лет, и нет числа людям, сложившим свои кости у её подножия.
   А строится эта каменная гора без окон и без дверей только для одного человека – египетского царя, фараона.
   Ещё при жизни фараоны возводили для себя гробницы-пирамиды. После смерти тело фараона бальзамировали и замуровывали глубоко в пирамиде, в каменном саркофаге.
   Узкие, будто кротовьи, ходы вели в усыпальницу фараона. Вблизи от неё, в вырубленных в камне кладовых, прятали множество вещей фараона – его одежду, оружие, драгоценности, даже мебель, цветы, еду. Египтяне верили, что человек после смерти продолжает жить в загробном царстве. Значит, ему там понадобится всё, что окружало его при жизни на земле.
   Почти все пирамиды давно уже разграблены. Но до сих пор ещё иногда удаётся учёным проникать в тайны пирамид и делать удивительные открытия и находки.
   В музеях можно увидеть многое из того, что было найдено в египетских пирамидах. Произведения искусства, утварь и оружие знакомят нас с жизнью древних египтян, с замечательным искусством древних скульпторов и художников.
   ...А в 1971 году в Египте закончилась постройка Асуанского гидроузла на реке Нил. Эту гидротехническую систему стали называть восьмым чудом света. Асуанская плотина, построенная при широком содействии СССР, заставила Нил круглый год орошать плодородную, но засушливую землю Египта. Вода Нила дала миллионам египтян вдоволь электрической энергии и хлеба.

ВИСЯЧИЕ САДЫ ВАВИЛОНА

   На весь мир славился красотой и богатством город Вавилон.
   Дворцы и храмы Вавилона были украшены великолепными скульптурами, улицы вымощены цветными плитами.
   Для защиты от нападения врагов город был окружён крепостной стеной небывалой толщины. По верху этой стены можно было разъезжать, как по дороге, на колесницах.
   Но особенно поражали путешественников, приезжавших в древний Вавилон, висячие сады, Молва о них разнеслась по всему свету.
   Сады эти были построены по велению вавилонского царя Навуходоносора. Он взял себе жену из далёкой страны Мидии, где было много тенистых лесов. Молодая царица очень скучала по своей родине, и царь, чтобы утешить её, велел разбить сады.
   На берегу реки Евфрат были выстроены четыре огромные широкие террасы, одна над другой. Террасы подпирались колоннами и соединялись лестницами из белого и розового мрамора.
   Каменный пол террас был покрыт толстым слоем земли таким толстым, что на террасах росли пальмы, чинары, кипарисы. Кустарники переплетались так густо, что не пропускали палящего солнца. Вьющиеся растения переползали с яруса на ярус, обвивали колонны. Пестрели яркие цветы; сверкая оперением, летали диковинные птицы.
   Пышная зелень висячих садов уступами спускалась вниз, поражая своей свежестью.
   Откуда же бралась вода на высоких террасах садов, питавшая корни множества растений? Ведь дожди в этих краях тогда, как и сейчас, выпадали очень редко.
   Воду доставляли рабы. Под жаркими лучами солнца целая армия рабов качала вручную из реки тысячи вёдер воды и поднимала её на террасы царских садов.
   С тех пор прошло много столетий.
   Сейчас на том месте, где когда-то высились храмы и дворцы Вавилона, нет уже ничего, кроме невысоких холмов. Время сравняло древний город с землёй.

ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ

   Древние греки верили, что удачу в охоте им посылает богиня Артемида. Чтобы умилостивить Артемиду, для неё строили храмы, один другого богаче и красивее.
   Жители греческого города Эфеса задумали построить в честь Артемиды самый прекрасный во всей стране храм.
   В Эфесе часто происходили землетрясения. Архитектор долго думал над тем, как уберечь будущее здание от подземных толчков. И наконец придумал построить храм в самом, казалось бы, неподходящем для этого месте – на болоте.
   Это была смелая, но правильная мысль. Болотистая почва должна пружинить при толчках. А чтобы сделать её более устойчивой, решено было заложить под фундамент здания толстый слой смеси из глины, угля и шерсти. Получалась как бы гигантская упругая полушка, на которой будет покоиться здание.
   Сто двадцать лет строился храм Артемиды. Три поколения архитекторов, художников, строителей сменилось за это время. И когда храм построили, оказалось, что равного ему по красоте нет на свете.
   Прошло сто лет, и в храме случился пожар. Крыша провалилась, мраморные колонны обуглились... Виновником пожара оказался человек, по имени Герострат.
   Имя это стало известным и дошло до нашего времени. И если человек, чтобы прославиться, совершает позорный поступок, о нём говорят, что он погнался за "геростратовой славой".
   Эфесцы восстановили свой храм. Народ отдавал последние деньги на его восстановление. Новый храм был ещё богаче и прекраснее сгоревшего.
   Со всех четырёх сторон вели к храму белоснежные мраморные ступени. Целый лес колонн, украшенных скульптурами, окружал помещение, где находилась золотая статуя Артемиды. В храме было множество великолепных картин и скульптур.
   Шли века. Теперь унылое болото тянется там, где когда-то высилось великолепное здание.

СТАТУЯ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО

   Верховным божеством у древних греков был Зевс.
   Греки представляли себе Зевса добрым великаном с густой гривой вьющихся волос и большой бородой. Таким его всегда изображали художники и скульпторы.
   В честь Зевса каждые четыре года в городе Олимпии проводились в те времена знаменитые олимпийские состязания.
   Здесь же, в Олимпии, куда во время олимпиад стекалось множество народу, находился и самый большой храм Зевса.
   Храм стоял на главной площади города. Это было великолепное здание из сверкающего белизной мрамора с тридцатью четырьмя белоснежными колоннами.
   Множество ступеней вело к главному залу храма, где находилась колоссальная статуя. Зевс был изображён сидящим на золотом троне. Статуя была так велика, что голова Зевса достигала потолка храма.
   Статую Зевса Олимпийского создал великий скульптор древности – Фидий. Он сделал её из двух драгоценных материалов – слоновой кости и золота, наложенных на деревянную основу.
   Над созданием статуи работал не только сам Фидий, но и его многочисленные ученики. Сначала была вырезана статуя из дерева. Затем туловище, лицо и руки Зевса покрыли пластинками из слоновой кости, а одежду – золотыми пластинками.
   Это была очень тонкая и сложная работа. Пластинки должны были точно повторять все изгибы на поверхности деревянной скульптуры и при этом так аккуратно скрепляться, чтобы места соединений были незаметны для глаза.
   А какие великолепные украшения сверкали на одежде Зевса! Цветы, рыбки, животные, сделанные из драгоценных камней и перламутра, будто вплетались в золотую ткань его плаща. Блеск золотого трона, на котором восседал Зевс, слепил глаза.
   Но прекраснее всего было лицо Зевса. Оно сияло необыкновенной добротой и лаской. Люди, приходившие к подножию статуи, подолгу вглядывались в него, поражаясь удивительному мастерству великого Фидия.
   Пожар уничтожил статую Зевса Олимпийского ещё полторы тысячи лет назад. На счастье, сохранились описания статуи, а во время раскопок были найдены монеты с её изображением.

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ

   Эта гигантская гробница царя Мавзола и его жены Артемисии поражала всех, кто ее видел, своей необыкновенной архитектурой и красотой украшавших её скульптур.
   Над высокими глухими стенами первого этажа высился изящный маленький храм, окружённый мраморной колоннадой. Мраморные львы, стоявшие между колоннами, как бы охраняли мавзолей. Такие же львы и скачущие всадники украшали лестницу у входа в здание.
   Как островерхая шапка, над мавзолеем высилась ступенчатая крыша. Она была увенчана великолепной скульптурой – колесницей, запряжённой четвёркой могучих коней. На колеснице во весь рост стояли огромные статуи царя Мавзола и царицы Артемисии.
   Но самым замечательным были великолепные фризы – мраморные ленты, опоясывавшие здание. Четыре лучших скульптора, среди которых был великий скульптор Скопас, высекли на мраморе сотни фигур. Скульпторы изобразили бой между всадницами-амазонками и греческими воинами. И кони и люди были высечены с необыкновенным искусством. Казалось, что жаркий бой на мраморе фризов замер только на мгновение и сейчас мраморные люди и кони задвигаются, послышатся крики и звон оружия.
   Галикарнасский мавзолей, это чудо искусства, простоял невредимым почти две тысячи лет. И всё-таки великолепное здание в конце концов было разрушено во время бесчисленных войн и разграблено.
   Уже в наше время учёные-археологи во время раскопок нашли, предположительно, статуи Мавзола и Артемисии, обломки колонн, мраморных львов. В стенах турецкой крепости в Галикарнасе были найдены куски вмурованных туда бесценных скульптур и фризов мавзолея.
   Это всё, что осталось от галикарнасского мавзолея.

КОЛОСС РОДОССКИЙ

   Тёплое Эгейское море, омывающее берега Греции, усеяно множеством больших и малых островов. Об одном из них, прекрасном солнечном Родосе, в легенде рассказывается, что он в незапамятные времена был поднят Зевсом из морской пучины и подарен богу солнца Гелиосу.
   Однажды Родос был осаждён вражескими войсками. Родосцы дрались как львы и прогнали врага.
   В честь этой победы они задумали воздвигнуть колоссальную статую Гелиоса, которого считали покровителем острова.
   Работа началась с большой мраморной площадки – подставки для гигантской статуи. В площадку были вмурованы каменные столбы-подпорки. Потом на подставке закрепили отлитые из бронзы ступни ног гиганта. К этой отливке прикрепили вторую, ко второй – третью…
   Когда высота Колосса достигла десяти метров и поднимать отливки стало трудно, скульптор распорядился насыпать вокруг статуи земляной холм и сделать наклонную дорогу.
   Статуя росла. Вместе с ней рос и земляной холм.
   Нелегко было на такой высоте точно подгонять одну к другой части статуи. Создавалось произведение искусства невиданных размеров, и малейшая неточность могла бы изуродовать его.
   Двенадцать лет длилась работа над Колоссом Родосским. Наконец скульптура была закончена, землекопы снесли земляной холм, и перед восхищёнными родосцами предстало настоящее чудо.
   Юный бог солнца Гелиос в венце из солнечных лучей, приложив руку ко лбу, всматривался в морскую даль. Бронзовая статуя сверкала в ослепительных лучах солнца, и мореплаватели, направляясь в гавань, уже издали видели Колосса.
   Великолепная статуя простояла всего шестьдесят лет. Землетрясение разрушило её в несколько секунд. Колосс надломился в коленях и с грохотом рухнул на землю.
   Больше тысячи лет загромождали берег бронзовые обломки, пока их не продали для переплавки одному купцу. Чтобы перевезти их, купцу пришлось нанять девятьсот верблюдов.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МАЯК

   Строители древнего мира не знали подъёмных кранов и хитроумных машин и не строили многоэтажных зданий. И всё же среди семи чудес света было одно, высота которого и в наше время считалась бы очень большой.
   Это был знаменитый Александрийский маяк, построенный на острове Фарос у берегов Египта более двух тысяч лет назад.
   Столица Египта Александрия славилась своими учёными.
   Учёные сделали все сложные математические и инженерные расчёты для проекта маяка. Эти расчёты были так точны, что маяк простоял полторы тысячи лет.
   Гигантская башня маяка состояла из трёх этажей.
   Первый этаж всеми своими четырьмя сторонами смотрел точно на четыре стороны света – восток и запад, север и юг.
   Второй, облицованный мрамором, имел восемь сторон, по числу восьми главных ветров.
   Небольшой круглый третий этаж был увенчан куполом, на котором стояла бронзовая статуя бога морей Посейдона.
   Купол опирался на мраморные колонны. Здесь на огромной высоте горел огонь маяка.
   В те времена люди понятия не имели об электрическом освещении. На маяках жгли костры, и свет их был слабым.
   И вот александрийские учёные придумали, как с помощью зеркал, отражающих свет костра, во много раз усилить его, чтобы он был виден далеко в море, за сорок километров от маяка.
   Зеркала были так хитроумно поставлены, что не только отражали и усиливали свет костра. С их помощью можно было во время войны вести наблюдение за морем и своевременно поднять тревогу, если вражеские корабли приближались к Александрии.
   Внутри башни маяка была сделана винтовая пологая дорога. Костёр требовал много топлива. И вот по винтовой дороге без особого труда шли навьюченные топливом ослы и их погонщики, незаметно поднимаясь на большую высоту.
   Один писатель древности, видевший маяк, так писал о нём: "Это строение причудливое и удивительное. Гора, посреди моря лежащая, доходит до самых облаков, и вода протекает под этим сооружением, и оно высится, вися над морем".

Рисунки А. Солдатова.