Соль и золото (словацкая народная сказка)


   У одного короля было три дочери. Любил и берёг он их больше всего на свете…
   Шли годы... Состарился король, голова его покрылась снежной сединой, и стал он думать-гадать, какая же из трёх девушек станет после его смерти королевой. Думал он, думал и наконец решил завещать корону той дочке, которая его любит больше, чем её сёстры.
   Созвал король дочерей и говорит:
   – Хочу я знать, как вы меня любите.
   – Ой, батюшка, я люблю вас так же горячо, как золото! – сказала с жаром старшая дочь и поцеловала руку отца.
   – Ну, хорошо, а теперь ты, средняя, скажи, как любишь своего отца.
   – Я, дорогой батюшка, люблю вас так же нежно, как мой венок зелёный! – сказала средняя дочь и опустилась на колени перед отцовским троном.
   – Ну, ладно. А теперь ты, меньшая дочка, расскажи, как ты любишь меня.
   – Я, батюшка, люблю вас так же сильно и горячо, как соль, – отвечала меньшая дочь Марушка и ласково поглядела на отца.
   Старшие сёстры, что всегда норовили обидеть Марушку, принялись на неё кричать:
   – Ах ты, негодница, родного отца ценишь наравне с простой солью!
   И король рассердился, разгневался. Уж очень обидным показалось ему, что Марушка сравнила своего царственного отца с обыкновенной солью, которая в каждом доме есть и стоит-то гроши…
   – Убирайся с глаз моих! – сказал отец Марушке. – Когда настанет такой час, что грошовая соль будет цениться наравне с красным золотом, тогда возвращайся – королевой станешь.
   Марушка от горя-печали и словечка проронить не могла, да и привыкла она во всём отца слушаться. Покорно собрала девушка свои пожитки и пошла куда глаза глядят.
   Шла она по дороге и без дороги, через горы и долы, через быстрые реки и добралась наконец до тёмного леса. Глядь, а там, откуда ни возьмись, стоит перед ней старая-престарая женщина. Посмотрела она на Марушку и спрашивает:
   – Ой, Марушка, Марушка, куда это ты бредёшь и отчего ты такая грустная? Поведай мне.
   Девушка рассказала ей о своей беде, да если б и не рассказывала, женщина всё равно догадалась бы. Ведь это была сама мудрая бабушка Вещунья. Велела бабушка Марушке следовать за собой и предложила остаться у неё батрачкой. Марушка обрадовалась и сразу согласилась. И вскоре они очутились в маленькой хижине под густыми ветвями. Здесь жила Вещунья.
   Бабушка угостила Марушку, чем могла. А еда была свежая, хорошая, хлеб хоть не горячий, да вкусный.
   Ну, а теперь, сказала бабушка Вещунья, принимайся за работу... Да скажи, умеешь ли ты кудель прясть, нитки мотать, холсты белить и ткать? Умеешь ли овец пасти и доить?
   – Нет, бабушка, ничего я не умею, ничего не знаю, но всё сделаю, как вы укажете.
   – Ну, гляди да учись, а я буду показывать. И помни: доля долю найдёт, хоть целый свет пройдёт, доброго всегда добро ждёт.
   С жаром взялась девушка за работу. Всё её дивило: ведь раньше она такими делами никогда не занималась... Занятно ей было научиться и прясть, и ткать, и за скотом ухаживать.
   А дома в это время сёстрам её вольготно жилось. Так и вились они возле королевского трона, и что в королевскую казну ни попадало, всё им перепадало. Старшая, что ни день, заказывала себе новые драгоценные наряды, расшитые сияющими самоцветами и красным золотом. А средняя всё созывала гостей, заполночь с ними пировала да плясала. Обе сестры жили сейчас так, как раньше они и мечтать не смели. Только народу от их веселья приходилось нелегко…
   Стал и отец-король обижаться на дочерей за такие расходы. Да ведь старшая дочь не находила разницы между отцом и золотом: и отца и золото не жалела. А у средней любовь к отцу увяла так же быстро, как увядает зелёный венок.
   Не раз король вспоминал милую Марушку. Но о ней не было ни слуху, ни духу.
   «Да и что вспомнить о ней? – думал король. – Ведь Марушка меня ценит наравне с презренной солью!»
   Однажды в замке собралось множество гостей, готовился великий пир. Вдруг, не помня себя, прибежал повар.
   – Ой, пан король! – закричал он. – Великая беда, великая беда!
   Ну, говори, что стряслось?.. Да никак у тебя ум за разум зашёл? – спрашивает король.
   – То-то, пан король, нетрудно и уму за разум зайти. Ведь вся соль, которая в замке была, размокла и словно сама в землю ушла... Чем кушанья-то посолить?
   – Вот пустяки, нечего и тревожиться! Пошли кого-нибудь за солью к соседям…
   – Куда ж пошлёшь-то, пан король? Ведь соль, так же как у нас, в каждом доме исчезла. Во всей стране соли нет!
   – Ну, соль не велика штука, – сказал король. Вари такие кушанья, которые не надо солить.
   Подумал, подумал повар: что же приготовить без соли? Но как велит король, так и делать изволь. Стал он варить несолёную еду. На первое что-нибудь, а на второе – сладкое. Теперь гости из дворца уходили несолоно хлебавши. Да скоро и совсем перестали бывать в замке.
   Стали купцы привозить соль издалека и горсть белой соли давать в обмен на горсть красного золота.
   Что же поделаешь, людям без соли еда в рот не идёт! Еле-еле они бродят. Да что люди! Коровы и овцы – и те отворачиваются от несолёного пойла, и молоко у них пропадает. Заболел король, и его дочери стали походить на тени. Вот какая тяжкая кара обрушилась на королевство... Послал король подводы в чужие страны за солью. Но подводы не возвращались. И наконец наступил такой день, когда иноземные купцы уже продавали шепотку соли только тому, кто давал за неё золота больше других.
   И понял Марушкин отец, какая важная вещь – шепотка соли. Легче было бы старику-королю горе переносить, если бы не понимал он, что напрасно обидел свою Марушку.
   Не знал король, что соль в его родном краю растаяла и в землю ушла по приказу мудрой бабушки Вещуньи.
   Между тем нашей Марушке хорошо жилось у доброй Вещуньи. Теперь на свете не оставалось такого ремесла, которого бы девушка не постигла, такой работы, которую бы она выполнить не сумела. Жила Марушка у бабушки Вещуньи и слыхом не слыхала, какая беда стряслась в отцовском доме и в родном краю.
   Вот раз позвала мудрая Вещунья Марушку и говорит ей:
   – Слушай, девушка, сказала я тебе когда-то, что доля долю найдёт, хоть целый свет пройдёт. Пришла твоя доля. Настало время, когда ты должна домой возвратиться!
   – Ах, моя добрая бабушка, да как же я домой пойду, раз отец меня выгнал? – сказала Марушка и залилась слезами.
   – Ну, не плачь, не горюй, красная девушка. всё будет хорошо. Стала у тебя на родине нынче простая соль цениться наравне с чистым золотом. Значит, пора тебе отцу показаться.
   И Вешунья рассказала девушке о той большой беде, что постигла её родной край. А напоследок старушка прибавила:
   – Ты мне исправно служила и теперь говори, какую награду хочешь ты получить от меня за верную службу?
   – Ой, бабушка, вы мне всё добро советовали, добром меня привечали. За всё я вам благодарна. Не нужно мне иной награды, кроме пригоршни соли, чтоб отцу в подарок отнести!
   – Да неужели ты другой награды не желаешь? Разве ты не ведаешь, что я тебе всё, что хочешь, могу подарить? – спросила мудрая бабушка.
   – Нет, нет, ничего мне от вас не надо, кроме соли, – отвечала Марушка.
   Увидала мудрая Вещунья, что не переспорить ей Марушку, и говорит:
   – Ну, ладно, раз ты хочешь взять лишь пригоршню соли, будь по-твоему, но, кроме соли, дам я тебе ещё золотой прутик. Как подует полуденный ветер, иди по ветру, идя через три долины и через три вершины, а потом остановись и ударь тем прутиком оземь. Где ударишь, там земля распахнёт свои недра, словно крышку сундука. Там найдёшь ты своё свадебное приданое.
   Грустно было Марушке расставаться с бабушкой Вещуньей, но надеялась она с ней скоро встретиться. Да и шла сейчас девушка домой к больному отцу; мешкать было нельзя.
   Поблагодарила Марушка мудрую бабушку, взяла золотой прутик, взяла узелок соли и пошла через тёмный лес, через горы и реки в отцовский замок.
   А в замке Марушку так давно не видали, что слуги не узнали её и не хотели пускать к больному королю.
   – Пустите меня, – просит Марушка. – Я пану королю такой дар несу, что он, лишь его отведает, так и выздоровеет.
   Услыхал эти речи сам король и велел пустить к нему девушку. Марушка вошла и попросила дать ей каравай хлеба.
   Король вздохнул, велел принести:
   – Хлеба-то у нас вволю, да нету соли!
   – С утра не бывало, к полудню припало, сказала Марушка.
   Отрезала ломоть, развязала узелок, посолила хлеб и подала королю.
   Ой, как он обрадовался!
   – Ну, девушка, – говорит, – твоему дару цены нет. На что ты соль променяешь? Что захочешь, всё достану тебе.
   – Ничего я не желаю, батюшка, берите так, – отвечала Марушка, подошла к отцу и обняла его.
   Король чуть не умер от счастья, когда узнал свою дорогую Марушку. А девушка глядит на отца, наглядеться не может.
   Вот и стало всё ладно да складно. Разнеслась весть по замку и по городу, что пришла меньшая королевна и соль принесла. И все этому радовались. Даже сёстры-королевны развеселились, правда, радовались они не столько Марушке, сколько соли.
   А Марушка забыла, как сёстры обижали ее, и сейчас их хлебом и солью стала потчевать. И каждого, кто приходил в замок, Марушка наделяла солью из своего узелка. Испугался отец, что этак они сами без соли останутся, но .Марушка говорит:
   – Ничего, батюшка, авось, я ещё достану!
   И продолжала каждому приходящему давать понемножку соли. Но сколько она ни раздавала её, соль у неё не убывала.
   А король опять вспомнил о своей старости и о будущей наследнице престола. Но теперь он уже не думал, не гадал, а сразу решил отдать корону Марушке.
   Однажды девушка гуляла в зелёном саду под высоким небом, и почуяла она, как теплый ветер ей в лицо подул, подул с полудня. Марушка, как научила её мудрая бабушка, взяла золотой прутик и побежала за ограду. Прошла она три долины, три вершины и ударила по земле своим прутиком.
   Как ударила она, расступилась земля, распахнулась, словно крышка сундука, и Марушка очутилась в земных недрах. Глядь, а там великолепные палаты: и полы, и стены, и потолок, не то алмазные, не то серебряные, блистают, сияют белизной. А дальше виднеются такие же белые, мерцающие столбы. А вокруг с горящими светильниками карлики ходят, седыми бородами трясут.
   – Привет тебе, королева, привет! Мы тебя ожидали! Наша хозяйка нам приказала, чтоб мы тебе всё показали, ведь это твоё добро – живое серебро.
   И длиннобородые карлики повели Марушку вглубь пещеры, где с потолков свисали застывшие сверкающие глыбы, серебрясь и сияя, словно снег на солнце. Карлики привели Марушку туда, где алели яхонтовые розы, где цвели цветы такие прекрасные, каких на земле и не встретишь. Самые чудесные розы карлики с поклоном отдали своей королеве. Но вот диво: чудесные цветы не издавали запаха.
   – Это соль! – сказали карлики. – Она здесь растёт. Она твоя, Марушка, и сколько бы ты ни брала её отсюда, запасы соли здесь никогда не иссякнут.
   Марушка поблагодарила карликов, попрощалась с ними и вышла на белый свет. Но земные недра так и остались открытыми. Воротилась домой Марушка, невиданные розы отцу показала, всё как есть ему рассказала. И понял король, что его Марушка таким богатым приданым оделена, какого он дать ей никогда бы и не смог…
   И стала Марушка жить-поживать. Повсюду ей слава и честь была.
   Скучала только Марушка без бабушки Вещуньи, всюду искала её... Не раз, а сто раз шаг за шагом обошла Марушка родной край: искала она хижину под густыми ветвями, где жила когда-то мудрая Вещунья, добрая бабушка. Но о бабушке Вещунье не было ни слуху, ни духу…
   Но не забыла Марушка мудрые и добрые советы Вещуньи. Каждому бедняку девушка помогала. И у всех стало вволю хлеба и соли.
   Марушка знала, что в земле её приданое – соль – лежит... Брала её оттуда, брала, а выбрать не могла. Соль росла да росла и до сих пор растёт.

Перевод Надежды Белинович. Пересказала Божена Немцова.
Рисунки И. Кузнецова.