Выразительные средства музыки



Т. В. Попова


   Музыка – это искусство, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Как и другие виды искусства, она с большой художественной силой передает то, чем живут люди. Это могущественное средство общения людей.
   Музыка воссоздает действительность прежде всего через ее отражение в восприятии и чувствах человека. В музыке можно передавать переходы от одного настроения или душевного состояния к другому, тончайшие оттенки чувств. Кроме того, в содержании многих великих произведений музыкального искусства раскрываются напряженная работа человеческой мысли, отношение к жизни, проявление воли, изображаются различные характеры людей, их драматические столкновения между собой и жизненная борьба. Хоровая, симфоническая и оперная музыка обладает своеобразными средствами для воспроизведения больших общественных событий, социальных конфликтов.
   У творцов музыкальных произведений имеется не меньше своих выразительных средств, чем у поэтов, писателей или художников-живописцев. Всякий музыкальный образ – будь то простой напев народной песни, музыкальный портрет оперного героя или главная тема фортепьянной пьесы – это своеобразное отражение того или иного явления действительности. Используя богатые выразительные возможности симфонического оркестра и разнообразные красочные сочетания звуков, композиторы способны вызвать у слушателей ощущение света или тьмы, знойной атмосферы жаркого дня или ночной прохлады. Многие произведения живо воссоздают картины осеннего ненастья, зимнего оцепенения, весеннего расцвета природы. Прибегая к звукописи, некоторые композиторы воспроизводят в музыке голоса природы: завывание ветра, раскаты грома, морской прибой, шелест листвы, пение птиц и т. д.
   Вспомним вступление к опере Н. А. Римского-Корсакова "Садко" – "Океан – море синее", картины спокойного или бушующего моря в его же сюите "Шехеразада", "Полет шмеля" из его оперы "Сказка о царе Салтане", изображение зимней вьюги в опере "Снегурочка", в "Иване Сусанине" М. И. Глинки, спокойное журчание в прекрасной пьесе "У ручья" Ференца Листа. Так что порой музыка как бы приобретает свойства живописи, только пишет она не красками, а звуками.
   Понятие "музыкальный язык" охватывает выразительные средства, присущие только музыкальному искусству. Основные из них – мелодия, ритм, способ многоголосного изложения (гармония, полифония), скорость движения (медленное, умеренное или стремительно быстрое), высокий или низкий регистр звучания, тембр (своеобразие звуковой окраски голоса певца или звучания музыкального инструмента). Большое значение имеет и динамика – изменение силы звучания в сторону усиления или затихания, постепенные или внезапные переходы от тихого звучания к громкому и т. д.
   Ведущее значение в музыке имеет мелодия, музыкальная мысль, которую можно исполнить одним голосом или на инструменте. Мелодия – это главный голос (или один из главных голосов) музыкального произведения. Музыку без ясной и выразительной мелодии труднее понять и запомнить, и она обычно не способна произвести на слушателей глубокого и сильного впечатления.
   Из чего складывается мелодия и как она построена?
   Некоторые черты роднят музыкальный язык с обычной разговорной речью. Важное связующее звено между речью и музыкой составляют интонации, те выразительные повышения и понижения голоса, с которыми в разговоре произносится каждое слово. Одну и ту же фразу, даже одно и то же слово можно произнести с различной интонацией: вопросительной, неопределенной (неустойчивой) или устойчивой, утвердительной ("Пришел?" – "Пришел"). Интонации разговорной речи при всей их выразительности не имеют точной звуковой высоты. Другое дело – песенные интонации, которые всегда основаны на выразительных понижениях и повышениях, строго определенных в отношении высоты. К тому же мелодию нельзя построить из беспорядочного набора звуков.
   Устойчивые и неустойчивые интонации, составляющие любой напев, всегда связаны между собой в определенную звуковую систему – лад. Основные лады музыки пародов Европы и Азии – мажорный и минорный, имеющие много разновидностей.
   Мелодическая речь, как и словесная, всегда членораздельна. В живом звучании мелодии можно выделить законченные музыкальные предложения, фразы и более крупные части.
   Каждый звук музыкального произведения имеет свою продолжительность. Поэтому столь важную выразительную роль выполняет ритм музыкального произведения – соотношение звуков по их временной продолжительности. Вне ритма не может существовать даже самый простой народный напев. Особенно велико его значение в произведениях, связанных с движением или пляской – в танцевальной музыке, маршах и т. п.
   Древнейшие музыкальные произведения – это простые одноголосные напевы народных песен и танцевальных наигрышей. И в наше время в большинстве стран Востока музыка представлена главным образом одноголосным пением. Однако у многих народов издавна развивались и разнообразные формы многоголосного пения.
   Многоголосие – это такое звучание ряда голосов или инструментов (не менее двух), когда каждый певец, каждый музыкант исполняет свою особую, самостоятельную мелодию или же один из голосов сопровождения оттеняет голос певца-солиста либо солирующего музыкального инструмента.
   Существует два основных вида многоголосия народной и профессиональной музыки: полифония и гомофония.
   Полифония (от греческих слов "много" и "голос") – многоголосный склад, основанный на звучании нескольких художественно равноправных голосов, одновременно ведущих разные самостоятельные мелодии. Обычно эти мелодии красиво сплетаются друг с другом. Таковы, например, подголоски в русском народном хоре.
   В произведениях гомофонного (гармонического) склада основную мелодию исполняет один голос. Остальные голоса ведут сопровождение – аккомпанемент и обычно звучат несколько тише. Этот склад называется гармоническим, так как в нем сопровождение складывается из аккордов – одновременно звучащих музыкальных звуков (не менее трех), сочетаемых по законам гармонии.
   Гармония (от греческого "связь, стройность, соразмерность") – стройное, закономерно согласованное звучание мелодии с сопровождающими ее аккордами, а также само последование аккордов.
   Красивое гармоническое сочетание аккордов углубляет и обогащает музыкальный образ, внося в мелодию новые выразительные оттенки, светлые или темные краски. В этом можно убедиться, прослушав произведение, где одна и та же мелодия многократно повторяется с различным гармоническим сопровождением (например, в финале Четвертой симфонии П. И. Чайковского – русская песня "Во поле береза стояла").
   Из всех этих выразительных средств, привлекая и еще много других возможностей музыкального искусства, строят композиторы свои замечательные произведения.
   Сила воздействия музыки, по словам известного русского композитора А. Н. Серова, в том, что она "дополняет поэзию, досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки составляет и главную прелесть, главную чарующую силу... Она – непосредственный язык души". Великие композиторы вместе с выдающимися исполнителями, обращаясь непосредственно к чувствам людей, своими музыкальными творениями пробуждают в них благородные духовные порывы и стремления, приобщают слушателей к глубоким мыслям и высоким идеалам, помогают лучше, полнее познать многообразие окружающего мира.