Франц Шуберт (1797–1828)


Б. Левик


   Австрийский композитор Франц Шуберт прожил всего только тридцать лет, но успел написать свыше тысячи музыкальных произведений. Его талант был поистине изумителен, мелодический дар неистощим, но лишь немногие из современников Шуберта смогли оценить его творения.
   Чудесная шубертовская музыка завоевала широчайшую известность, когда композитора уже не было на свете, когда прошла его короткая жизнь, полная нужды и лишений.
   Франц Шуберт родился в семье школьного учителя из городка Лихтенталь – предместья Вены. В их доме любили музыку, и маленький Франц всегда участвовал в домашних концертах. Девяти лет его отдали в учебное заведение, готовившее певчих для придворной капеллы. Там мальчик приобрел значительные музыкальные познания и впервые начал сочинять сам. После окончания учебы перед юношей встал вопрос о выборе жизненного пути. Казалось, все говорило за то, что он должен стать музыкантом. Но отец рассудил по-иному, и Шуберт поступил на курсы при учительской семинарии.
   Четыре года (1813–1817) он обучал детей грамоте. Но его душа была переполнена музыкой, творческое вдохновение никогда не покидало его.
   За один только 1815 г. Шуберт сочинил более ста сорока песен и среди них – известную балладу "Лесной царь" на стихи Гёте. Наконец Шуберт решил отказаться от учительства, хотя ему угрожал разрыв с отцом. Двадцатилетний юноша без единого гроша в кармане покинул родной дом и вступил на новый путь, избранный им самим. И он был счастлив, сознавая это, хотя ему трудно пришлось в жизни.



   Почти все последующие годы Шуберт прожил в Вене. Несмотря на то, что непрерывно появлялись его новые великолепные песни, сонаты, симфонии, он не смог найти широкого признания. Издатели платили за них гроши. Всего лишь один авторский концерт состоялся при жизни композитора в Вене. Шуберта поддерживало участие преданных друзей, высоко ценивших его замечательные творения. Но они не имели возможности избавить композитора от тягот и лишений, подрывавших его здоровье. Шуберт скончался в расцвете творческих сил. Над его могилой на венском кладбище воздвигли памятник с надписью, составленной австрийским поэтом Грильпарцером: "Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды".

"Родимый, лесной царь нас хочет догнать,
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать!"
(Баллада "Лесной царь".)


   Творения Шуберта прославили его имя в истории мирового музыкального искусства. Он написал более 600 песен, многочисленные произведения для фортепьяно (в том числе двадцать одну сонату), квартеты и трио, симфонии и увертюры, оперы и зингшпили (комические оперы в народном духе), музыку к драме "Розамунда" и т. д.
   Еще при жизни Шуберта заслуженной славой в кругу друзей пользовались его песни. В этом жанре его великими предшественниками были Моцарт и Бетховен, чьи песни полны неувядаемой прелести. Но именно Шуберт наполнил песню удивительным поэтическим чувством и мелодическим обаянием. Шуберт придал песне новое значение, расширил круг образов и настроений, нашел яркий и выразительный музыкальный язык, близкий каждому слушателю.
   Как драматическая повесть звучит баллада, "Лесной царь". Задушевной лирикой проникнуты "Розочка" и "Серенада" ("Песнь моя летит с мольбою"), глубокое раздумье ощущается в "Скитальце".
   Шуберт написал два знаменитых песенных цикла – "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь", где отдельные песни – это звенья большого повествования. История странствий любви молодого мельника раскрывается в таких известных песнях цикла, как "В путь" ("В движеньи мельник жизнь ведет"), "Куда", "Колыбельная ручья" и других.
   Песенный цикл "Зимний путь" принадлежит к последним произведениям Шуберта; в нем преобладают печальные и мрачные настроения. Заключительная песня "Шарманщик" написана просто и искренне. Ее грустная мелодия рассказывает о переживаниях бедного и одинокого человека.
   Шуберт был одним из создателей жанра лирической фортепьянной миниатюры. Его грациозные лендлеры – старинные немецкие вальсы, – мелодичные и жизнерадостные, иногда подернуты легкой дымкой лирической грез. Широко известны чудесные фортепьянные экспромты и музыкальные мгновения Шуберта.
   Песня была очень дорога сердцу композитора, и он часто вводил ее образы и мелодии в личные камерные и симфонические произведения. Красота певучей песенной мелодии наполняет его фортепьянные сонаты. В фантазии "Скиталец" (для фортепьяно) вторая часть – это вариация на тему одноименной песни.
   Жизнерадостностью дышит музыка знаменитого "Фореллен-квинтета", в одной из частей которого композитор варьирует мелодию "Форель". А драматически-напряженная "Смерть и девушка" разрабатывается в струнном квартете ре минор. Замечательны по красоте и богатству мелодии два фортепьянных трио Шуберта. Везде и всюду в музыке великого австрийского композитора свободно льется песенная мелодия.



   Среди симфоний Шуберта выделяются две – до мажор и си минор ("Неоконченная"), найденные лишь после смерти композитора (в 1838 и 1865 гг.). Они прочно вошли в мировой концертный репертуар. Симфония до мажор полна величия и силы. Когда слушаешь ее, перед глазами возникают картины борьбы могучих сил, победное могучее шествие народных масс.
   Романтически взволнованная музыка "Неоконченной" симфонии – это рассказ о пережитом, о разочарованиях и надеждах. В симфониях Шуберта богатство содержания сочетается с простотой и доступностью музыкальных образов. И не случайно "Неоконченную" симфонию можно услышать в исполнении любительских, самодеятельных оркестров. Шуберт умел говорить в музыке о большом и важном, о пережитом и прочувствованном с простотой, искренностью и задушевностью. Это сделало его искусство вечно юным, любимым и близким всем людям.