Как создаются парки



И. Сурина



   Часто считают парк чем-то вроде леса, только с оградой. А это произведение удивительного искусства, которое сродни скульптуре, живописи, архитектуре, – его называют по-разному: садовое искусство, ландшафтное искусство, ландшафтная архитектура. Художник, который создает парк, использует не краски, не глину, а деревья, цветы, травы, землю и воду. Он рисует растениями, он лепит из крон и стволов и при этом не может быть неучем, потому что деревья, цветы и травы, вода и земля живут своей особой жизнью и подчинить их законам красоты можно лишь зная законы природы.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ИДЕИ


   Дворцово-парковый ансамбль "Петергоф"

   На высоком откосе стоит дворец, внизу раскинулся парк. А в парке и на террасах перед дворцом – великое множество фонтанов! Струи их стекают в ковш-водоем, соединенный прямым каналом с Финским заливом. Рассказываю я о Петергофе. Этот парк известен во всем мире.
   Зачем в прохладном и влажном климате столько водных затей?
   Ответ находим в истории.
   Россия в начале XVIII века завоевала право быть морской державой.

   Московский парк Победы (Санкт-Петербург). Аллея Героев

   Не случайны каналы, фонтаны, каскады. Выходи к морю! Вот что означают они. А дворец на возвышении – символ крепкой государственной власти.
   Садово-парковое искусство, как и всякое другое, отражает наиболее яркие события своего времени.
   1945 год. Закончилась Отечественная война, и ленинградцы решили заложить два парка Победы. Родилась идея...
   На первых воскресниках высаживали крохотные деревца, почти прутики. И плохо представляли, какими станут парки.

   Приморский парк Победы (Санкт-Петербург). Лебяжий пруд

Но в воображении авторов, в чертежах и рисунках они уже существовали. Если бы сразу тонкие прутики сажали редко, парк выглядел бы голым, а деревца могли погибнуть. Поэтому существует такой прием – загущенные посадки. Вскоре деревьям становится тесно. И часть их выкапывают и увозят в районы нового строительства. Много было высажено в первые годы быстрорастущих, но недолговечных пород – тополь, ива. Потом заменяли их дубами, вязами, красиво цветущими кустарниками.

ДВОРЕЦ ИЗ ЖИВЫХ ВЕТВЕЙ

   Францией в семнадцатом веке правил Людовик XIV. Льстивые придворные называли его королем-солнцем. Людовику XIV захотелось создать парк, какого не было на свете. При дворе состоял на службе молодой садовый архитектор по имени Ленотр. Он был наделен редким талантом – умел в воображении заполнять огромные пространства деревьями, травой, водой, находя точные соотношения между ними.

   Дворцово-парковый ансамбль Версаля. Фонтан Латоны на фоне зеленого ковра и большого канала

   Двадцать лет продолжалось строительство.
   Ленотр посвятил парк богу Солнца и искусств Аполлону. Поэтому главная аллея начинается от фонтана Латоны – матери Аполлона. Слева и справа от фонтана раскинулись цветники, ограниченные стеной высоких деревьев. Стена рассечена коридором шириной в 60 и длиной более 300 метров, на этом огромном пространстве растет простая стриженая трава. Это знаменитый зеленый ковер Версаля. А дальше залитая солнцем площадь, и в центре ее бассейн Аполлона. Из фонтанных струй кони выносят колесницу бога Солнца прямо в небо.

   Оранжерея в парке Версальского дворца и Швейцарский бассейн

   Деревья образуют прямоугольные или квадратные рощи – боскеты. В каждом – затея: лабиринт со скульптурами зверей из басен Эзопа, зеленый театр, комната. Парк стал продолжением дворца. Для большего сходства площадки сделали квадратными, круглыми, прямоугольными или овальными, дорожки – прямыми. Такой стиль планировки и посадок называется регулярным, или геометрическим. В Версальском парке он достиг совершенства.
   И в наше время садовые архитекторы применяют регулярную планировку.

ЛЕСОРУБЫ В ПАРКЕ?

   Один из районов Павловского парка строил в начале XIX века архитектор Гонзаго. Он отмечал наиболее живописные участки, их ограничивали канавами, а остальной лес вырубали – убирали все лишнее.

   Павловский парк. Храм дружбы

Так возникли замечательные по красоте ландшафты, по-русски раздольные и разнообразные. В центре одной поляны высадили несколько березок, и этот район получил название "Белой березы". И был он удивительно хорош вплоть до самой войны.
   Хоровод берез фашисты срубили на дрова. После освобождения Павловска многие плакали, блуждая по парку и не узнавая его.
   Когда выросли новые деревья, стало возможно возродить район "Белой березы". Сотрудница парка Евгения Комарова отыскивала следы канавок, пеньки, сверяя по старым чертежам очертания рощ и полянок. По обмерам и зарисовкам сделали точный макет. Тогда пришли в парк люди с топорами и пилами. Они повторили работу лесорубов и садовников прошлого.

   Павловский парк. Висконтиев мост

   В пейзажном парке свободно, а не рядами, растут деревья, плавно огибают их дорожки.
   Первые пейзажные парки возникли в Англии в XVIII веке, когда стала бурно развиваться промышленность. Копоть и дым начали отравлять воздух. И людям уже не хотелось, чтобы парки напоминали жилища.
   В это же время все чаще европейцы стали добираться до Китая и Японии. В садовом искусстве этих стран главное – настроение. Смеющийся пейзаж – солнечная долина с ручейками. Устрашающий пейзаж – скалы, каскады с нависшими кронами деревьев. Мастера садового искусства не пытались создать скалы и ущелья точно такие, как в природе. Конусовидный холмик с карликовыми соснами у подножья изображал, например, гору Фудзияма.

   Павловский парк. Круг белых берёз

   Когда европейцы узнали об этих удивительных садах, они стали присматриваться к отдельному дереву, к узору ветвей на фоне неба. Люди заново открыли в природе красоту и попытались создать ее в парках нового стиля. Мода на пейзажные парки быстро распространилась по всей Европе. Тогда-то и был создан Павловский парк, один из первых и лучших пейзажных парков России.

МОЖНО ЛИ НАРИСОВАТЬ УСЫ "ДЕВОЧКЕ С ПЕРСИКАМИ"?

   Вы видели картину "Девочка с персиками"? Это один из лучших портретов художника Серова. И, представьте, какой-то мальчишка подойдет и просто так, потому что он вообще не любит девчонок, нарисует на портрете усы. Пусть девчонка будет бравым казаком!

   Воронцовский парк (Москва)

   "В музее!!! – скажете вы. – Нельзя!"
   А в парке можно? Наломать сирени, вытоптать траву на парадном газоне? "Нет, – скажете вы, – мы – зеленый патруль, мы сажаем деревья!"
   Но всегда ли сажаете там, где нужно? Часто весной я вижу такие картины. Вырыты ямки в глубокой тени у самого дома, рядом лежат деревца. А ведь деревца уже обречены на гибель – они не смогут жить в густой тени. А вот школьники копошатся у живой изгороди. С энтузиазмом окучивают кустики, будто это картошка. Декоративные растения окучивать вредно. Но, главное, порой такая работа не украшает, а уродует наши сады. Это те самые "усы" у веселой девочки с персиками.
   В новых кварталах каждый хочет посадить свое дерево, устроить свою клумбу и даже не подозревает, что для него и до него уже трудились специалисты.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

   Решили построить парк. Нашли площадку, привезли первые деревья.

   Парк "Сокольники" (Москва)

   Закладка обозначает лишь место. Но каким будет парк? Первыми за дело берутся архитекторы и инженеры. Рисуют много эскизов, прежде чем решают, в каком месте удобнее расположить детский сектор, где разбить газоны, посадить деревья.
   Чтобы проверить, как будут выглядеть отдельные участки парка, делают очень точные рисунки пейзажа.
   А потом составляют рабочие чертежи. В них учитывают все, даже толщину щебня в садовых дорожках и количество кустиков в живой изгороди.

   Братеевский парк (Москва)

   Там, где заложили парк, кипит работа. Строят дорожки и площадки. Здесь разместится мемориальный комплекс, сиреневый сад, детский сектор с фонтанчиками, чтобы побрызгаться в летний день, и декоративными стенками, в которые можно бить мячом сколько угодно. Будут и тенистые рощи. Потому что, конечно же, в парке сажают деревья. А садовник с рулеткой и чертежом в руках определяет места посадок, контуры дорожек и площадок.
   Растения меняют свой облик от весны до осени, меняются они с каждым годом. Из тонких прутиков вырастают великаны. За ними надо ухаживать, надо их беречь в течение всей жизни. Так парк становится произведением искусства, созданным целым коллективом людей, которых именуют озеленителями.