Прыжок парашютиста



   Человек прыгнул с самолета и падает. Если бы он падал в пустоте, – в безвоздушном пространстве, – то к концу первой секунды скорость его падения достигла бы 10 метров в секунду, к концу второй – 20 и так далее. После 30 секунд падения человек летел бы со скоростью снаряда, выпущенного из мортиры, а еще через 4 секунды он опередил бы звук!
   Но человек совершает прыжок не в пустоте, а в воздухе. Сопротивление воздуха изменяет скорость падения парашютиста. В первые мгновения скорость падения парашютиста увеличивается, а потом, под действием возрастающей силы сопротивления воздуха, становится постоянной. На 11–12 секунде после прыжка человек приобретает постоянную скорость падения – около 60 метров в секунду.
   Что же происходит, когда человек дернет вытяжное кольцо, чтобы раскрыть парашют? Скорость падения быстро уменьшается или, как говорят, гасится. В момент раскрытия парашюта человек испытает страшный толчок: его рванет вниз с силою больше 400 килограммов.
   Быть может, выгоднее раскрыть парашют сразу, – как только совершен прыжок? Но этого нельзя сделать: раскрываясь, купол парашюта может зацепиться за шасси или хвостовое оперение самолета. Даже переждав секунду-другую, когда самолет уйдет далеко, этого делать не следует. В первые мгновения парашютист будет падать со скоростью полета самолета. Если самолет летел со скоростью в 360 километров в час, то парашютист сохранит скорость падения в 100 метров в секунду. Если при этой скорости он раскроет парашют, он испытает толчок силой около 2 тонн.
   Значит, раскрывать парашют слишком рано нельзя. Но опасно раскрывать парашют и слишком поздно.
   С раскрытым парашютом человек опускается со скоростью около 20 километров в час.
   Это скорость движения трамвая.
   Сильный толчок испытают люди в трамвае, если он внезапно остановится. Вот такой же толчок испытывает парашютист в момент приземления. Он смягчает силу толчка тем, что сгибает ноги.