Владимир Фёдорович Одоевский (1804–1869)



И. Халтурин


   В Петербурге, на Миллионной улице, которую украшают Эрмитаж и Зимний дворец, в 30–40-х годах XIX века внимание литераторов и музыкантов привлекал один маленький флигелёк. В нём жил Владимир Фёдорович Одоевский, писатель и музыкант. Образованнейший человек, он собирал вокруг себя замечательных людей того времени.
   В его библиотеке, которую друзья и шутку называли «львиной пещерой», встречались, спорили, читали свои произведения несколько поколений русских писателей.
   Здесь автор «Горе от ума» беседовал с хозяином о музыке, литературе, философии. Здесь блистал остроумием Пушкин, бывал Гоголь, изредка появлялся Белинский.
   Композитор Глинка делился здесь с друзьями своими первыми замыслами о русской национальной опере.
   Здесь встречались писатели, поэты, путешественники, композиторы, археологи, дипломаты, артисты – люди, самые разные и по профессии и по положению в обществе. Всех привлекал сюда Одоевский, замечательный человек и гостеприимный хозяин.
   К Одоевскому приходили писатели старшего поколения – Жуковский, Крылов, – позже у него бывали и молодые писатели – Лермонтов, Тургенев, Лев Толстой.
   В Санкт-Петербурге в публичной библиотеке хранится небольшая записная книга в восьмую долю листа. Она – одно из самых дорогих сокровищ библиотеки. Между крышками кожаного переплёта немало листов чистой бумаги. Но те двенадцать листов, которые заполнены, исписаны почерком Лермонтова. Здесь стихотворения последнего года жизни поэта, одно лучше другого. И кто знает, все ли они дошли бы до нас, не будь у Лермонтова этой книжки. А ведь там записаны «Спор», «Сон», «Выхожу один я на дорогу».
   На первой странице, в начале книги, надпись:
   «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам, и всю исписанную. Кн. В. Одоевский. 1841. Апреля 13-е. СПБ».
   Одоевский подарил эту книгу Лермонтову перед его отъездом на Кавказ. Среди бурь и волнений последних месяцев своей жизни Лермонтов помнил о друге и вписывал сюда свои стихотворения, самые зрелые, самые сильные в лермонтовской лирике.
   Но Лермонтов не смог уже сам возвратить Одоевскому его подарок. В «описи имения, оставшегося после убитого на дуэли Тенгинского пехотного полка поручика Лермонтова», за номером восьмым значилась и эта записная книга – трогательное свидетельство дружбы двух русских писателей.
   Владимир Фёдорович Одоевский оставил следы своего труда и таланта во многих областях русской культуры. Он был выдающимся писателем первой половины XIX века, его повести и рассказы печатал в «Современнике» Пушкин и очень ценил Белинский. Сам музыкант, Одоевский первый назвал Глинку национальным музыкальным гением в годы, когда барское общество было так равнодушно к судьбам русского искусства. Он пророчески писал: «Минуют дни, и рано или поздно в мир общей музыки – этого достояния всего человечества – вольется струя Русской Музыки». Одоевский любил спою страну, хотел, чтобы она стала просвещённой и великой. Он составлял книги для народа, азбуки, учебники. Под именем дедушки Иринея писал рассказы и сказки для детей.
   Белинский писал в 1810 году: «В настоящее время дети имеют для себя в дедушке Иринея такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций». Лучшей из сказок Одоевского великий критик считал «Городок в табакерке».

   Иллюстрация Владимира Маковского к сказке из издания 1871 года

   Эта сказка о чудесной табакерке с волшебным городком, где обитают мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, а управляет всем Царевна-пружинка, впервые знакомила русских детей со сложным механизмом, пробуждала в них интерес к технике.
   Одоевский верил в силу науки, в её великие возможности, он верил в великую будущность России и писал с надеждой: «Но будет время, лишь бы оно поскорее пришло, когда во всех и в каждого проникнет убеждение, что в России все есть, а нужны только три вещи: наука, наука и наука; во всех концах нашей великой земли раздадутся всенародно и общедоступно умные речи ученых людей, учредятся библиотеки, физические кабинеты, химические лаборатории, для всех открытые... Тогда машинистами на фабриках и железных дорогах, на пароходах будут преимущественно русские люди; тогда научившийся мужичок будет заправлять деревенскими локомобилями...»
   Всю жизнь Одоевский неутомимо заботился о народном просвещении. В своих рассказах и сказках для детей он был учителем, учившим не одно поколение русских детей. Его сказка о Рукодельнице и Ленивице, написанная превосходным народным языком, учит нас любить труд. В сказках для детей он рассказывает о природе. Такова его история червяка, ставшего бабочкой. Он раскрывает перед детьми волшебный мир техники в сказке «Городок в табакерке».
   Чудесные сказки Одоевского переиздаются и сейчас...