Первый русский историк (о Несторе-летописце)


В. Феоклистенко


   Вы видите здесь снимок, сделанный со знаменитой мраморной статуи работы русского скульптора Антокольского. Изображает эта скульптура старого монаха-летописца за книгой. Таким представлял себе художник первого русского историка – Нестора.
   Очень давно, более девятисот лет тому назад в Киево-Печерском монастыре, основанном князем Ярославом, жил монах Нестор. В те времена грамотных, образованных людей чаще всего можно было встретить в монастырях. Таким центром знаний, письменности, и притом одним из самых знаменитых, был и Киево-Печерский монастырь с его замечательной библиотекой рукописных книг. Сам настоятель "поощрял почитание книг". Монахи собирались каждый день в библиотеке для чтения. Многие только и занимались перепиской рукописей и делали это весьма искусно.
   Об одном из переписчиков сообщается: "он хитрый писать книги" – то есть, мастер переписывать; о другом – "бысть книжник и философ".
   Кто только не наведывался сюда, в Киево-Печерский монастырь! Князь заезжал сюда перед походом. Бояре и воины заходили сюда. Здесь можно было встретить купцов, монахов, странников, сказителей, гусляров со всех концов русской земли. И все они рассказывали монастырским обитателям о том, что творится на белом свете.
   Образованный и талантливый писатель Нестор встречался здесь со многими бывалыми и мудрыми людьми. Как попал сам Нестор в Киев, где он постиг премудрость грамоты, где он вырос и родился – этого мы не знаем. Сохранилось предание, что родина его – город Белозерск. Достоверно известно, что в конце XI века на Руси появились уже два его произведения: "Житие братьев Бориса и Глеба" и "Житие Феодосия Печерского" – редчайшие памятники древнерусской литературы.
   Но для его потомков несравненно важнее его третий, знаменитый труд "Повесть временных лет". Сам Нестор назвал его "Се повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда русская земля стала есть".
   Эта летопись – запись по годам важнейших событий, прошедших (временных) лет от переселения славян с Дуная и Карпат в долины рек Днепра и Волхова, вплоть до событий начала XII века.
   О том, например, как был основан Киев, как отомстила княгиня Ольга за смерть своего мужа Олега, как боролся Мстислав с князем Редедей, – Нестор записал по преданиям и легендам. А о жестокой борьбе русских против хазар, печенегов и половцев, о походах славных полководцев древней Руси – Олега, Игоря и Святослава, о годах княжения Владимира, Ярослава Мудрого, его детей и внуков – летописец дает уже более достоверные сведения. Он часто упоминает и о соседних народах – поляках, словенах, болгарах и греках. Он знакомит с жизнью Киева, его обитателей и князей. В 1027 году он записывает: "родился третий сын Ярославу и нарече имя Святослав", в 1060 году: "преставился Игорь сын Ярослава".
   Летописцу много помогал его друг-старец Ян Вышатич. Он за свою почти столетнюю жизнь участвовал во многих походах, а многое помнил из рассказов своего отца Вышаты – дружинника князя Владимира и Ярослава Мудрого.
   Нестор так записал: "Я много от него слышал и все записал в летописание сие".
   Но не только важные, проверенные факты запечатлевал Нестор, но и все то удивительное, диковинное, что занимало его современников. Например, 11 февраля 1110 года над Киевом появился какой-то чудесный огненный столб. Позже, через три года в Ладоге выпал необычайный каменный дождь. В 1085 году рыбакам попало детище урода с двумя головами и одним туловищем.
   Нестор нередко хвалит разумные поступки, он прославляет, например, Ярослава, потому что этот князь поощрял грамоту. А сам Нестор считал: "Велика бо бывает польза от чтения книжного. Они суть реки, напояющие вселенную. От них исходит мудрость. В книгах есть и неисчерпаемая глубина. Ими в печалях утешаемся, они узда к воздержанию".
   А вот внуков Ярослава Нестор порицает, потому что они забыли завет своего деда бороться с врагом сообща. Они только ссорятся между собою, а половцы тем временем опустошают и разоряют русскую землю.
   Нестор писал на старославянском языке. Подлинный текст рукописи не сохранился, а дошли только его более поздние копии. Монахи-переписчики очень часто изменяли и искажали текст, иногда по неграмотности, иногда сознательно выбрасывая то, что им не нравилось, или добавляя то, что казалось им важным.
   Ученые-историки из десятилетия в десятилетие работают над летописями, сличают разные копии между собой, сопоставляют их с другими документами того времени. Так они постепенно восстанавливают подлинный текст Нестора и точнее уясняют смысл этих замечательных записей. Эта работа ученых необычайно важна, потому что она восстанавливает нашу древнюю историю.