Учимся танцевать краковяк



   Сегодня мы разучим самый веселый, самый задорный танец, такой, что ноги не стоят на месте, как только его заиграют. Догадались! Конечно, краковяк!
   А тем, кто знает вальс, научиться простейшему варианту краковяка совсем просто, надо только овладеть одним движением, которое носит мудреное название па-де-баск.

РАЗУЧИВАЕМ ПА-ДЕ-БАСК

   Поставьте ноги в третью позицию, то есть пятка правой ноги приставлена к середине ступни левой и носки развернуты. Сделайте шаг правой ногой в сторону, затем приставьте левую ногу к правой вперед, в третью позицию (вес тела теперь на левой ноге) и переступите, не меняя положения ног, опять на правую ногу (вес теперь на правой ноге). Это схема, то есть, упрощенное исполнение па-де-баска вправо. Влево делаете все так же, только начинаете с левой ноги: шаг левой ногой в сторону, приставить правую ногу вперед, в третью позицию, и переступить опять на левую.
   Проделайте схему па-де-баска в обе стороны несколько раз подряд. Проделали? Теперь внимательно посмотрите: нет ли у вас одной грубой ошибки – на втором шаге ногу надо ставить в третью позицию вперед, а не назад! Исполняя па-до-баск, считайте так: "раз", "и", "два", "и" (это один такт). Значит, при па-де-баске вправо вы делаете шаг правой ногой на счет "раз", левой – на счет "и", переносите вес снова на правую – на счет "два", а на последний счет – "и" – выдерживаете паузу.
   Это только схема па-де-баска, а от схемы до танца далеко. Повторите схему еще раз, но на первом шаге направьте ногу не сразу в сторону, а одновременно вперед и в сторону, то есть, описывая полукруг сильно вытянутым носком, скользящим по полу. И еще одно правило: каждый первый шаг па-де-баска должен иметь характер чуть заметного прыжка. Это получится (здесь читайте внимательно!), если первый шаг будет легким и пружинистым за счет неглубокого и упругого приседания на ноге, принимающей вес тела.
   Выучите па-де-баск получше, он вам пригодится еще во многих других танцах.

КАКОЙ ЖЕ ЭТО КРАКОВЯК, ЕСЛИ КОРПУС НЕПОДВИЖЕН!

   Если вы хотите красиво танцевать краковяк, надо обязательно овладеть движением корпуса во время па-де-баска. Станьте перед большим зеркалом и, делая па-де-баск вправо, так поверните корпус, чтобы увидеть свой левый бок (но не спину!), а при па-де-баске влево – правый бок. Голову держите прямо, смотрите вперед. Это еще не все. Поворачивая корпус, слегка наклоняйте его вперед к зеркалу, прогибая левый бок при правом па-де-баске и правый – при левом.

КАК СТОЯТЬ В ПАРЕ?

   Если па-де-баск получился, пора познакомиться с исходным положением для танца краковяк. Партнеры стоят лицом друг к другу. Мальчик спиной к центру зала, девочка – лицом. Правая рука мальчика поддерживает за кисть левую руку девочки, образуя полукруг. Ноги в третьей позиции. У мальчика левая нога впереди, у девочки – правая. Свободные руки на бедрах, чуть пониже талии, локти немного выдвинуты вперед. Девочка может правой рукой придерживать платье.

НАЧИНАЕМ ТАНЦЕВАТЬ

   Четыре па-де-баска и ход вперед (для мальчиков) – первые шесть тактов.

   Танец начинается с четырех па-де-басков. Мальчик начинает с левой ноги, девочка – с правой. На первом па-де-баске вы разворачиваетесь друг от друга. При этом соединенные руки опускаются вниз и проводятся вперед, головы обращены друг к другу (1-й такт). На втором па-де-баске возвращаетесь в исходное положение (2-й такт). Эти два па-де-баска повторите еще раз (3-й и 4-й такты). Затем развернитесь лицом по движению и, вынося руки вперед, сделайте три энергичных шага вперед и приставьте ногу с легким ударом об пол (5-й и 6-й такты) На последнем шаге корпус разверните, подготавливаясь к движению в обратном направлении (против хода танца). Точно так же делаете три шага, причем начинаете с той ноги, которой сделали удар (мальчик с правой, а девочка с левой). Заканчивая продвижение (7-й и 8-й такты), принимаете исходное положение для вальса.
   Ну, а что дальше? Дальше четыре полных поворота вальса (9-й – 16-й такты), вальс вы, наверное, знаете. Кто не танцует, поучитесь. Правда, музыкальный размер вальс 3 /4, а краковяка – 2/4. Но исполнение вальса в краковяке не вызовет у вас затруднений. Попробуйте! Не получилось? Так это потому, что вы спешили! Слушайте внимательно музыку и танцуйте вальс спокойно и плавно.

ЧТО ТАКОЕ ГОЛУБЕЦ?

   Вы уже готовы ответить, что это – вкусное блюдо, приготовленное из фарша и капустных листьев. Ответ правильный. Но, оказывается, есть одно па в танцах, которое также носит аппетитное название "голубец". Сразу хочу предупредить, что движение трудное, что танцевать можно и без него. Но трудностей никогда не следует бояться. Если вы освоите голубец, краковяк станет наряднее и красивее. Итак, кто смел, тот учит голубец.
   Станьте спиной к центру зала. Расставьте ноги на ширину ступни и перенесите вес тела на правую Ногу. Левая нога свободна от веса и соприкасается с полом только носком.
   Сохраняя это положение, сделайте несколько спокойных подскоков влево, на правой ноге, не спеша продвигаясь по ходу танца.
   Нет, нет, так не годится: не надо делать такие резкие и некрасивые прыжки!
   Во время подскока держите свободную от веса левую ногу предельно вытянутой и чуть приседайте после каждого подскока на опорной правой ноге (приседание должно быть упругим, пружинистым). Старайтесь при подскоке продвигаться побольше в сторону (по ходу танца), а не прыгать вверх.
   Наконец, последнее и самое главное условие: постарайтесь в момент подскока дотянуться опорной правой ногой до левой и легко ударить каблуком правой о каблук левой ноги. После того, как каблуки соприкоснутся, левая нога должна немедленно уйти в сторону, как бы вследствие подбивающего удара, а вес тела должен по-прежнему остаться на правой ноге. Вначале подбивание у вас будет получаться в основном за счет непроизвольного движения левой ногой назад, навстречу подбивающей правой, но если вы будете постоянно следить за тем, чтобы удар происходил только за счет проскальзывания на опорной ноге, то постепенно это будет удаваться все больше и больше. Правда, добиться удара только за счет подскока вам не удастся, но по ощущению это должно быть именно так.
   Еще два совета. Предельно вытягивать подбиваемую ногу нужно не только потому, что на согнутую ногу неприятно смотреть, но и потому, что при расслабленной ноге легко нанести травму голеностопному суставу. И последнее: корпус во время исполнения голубца должен быть прямой.
   Мы разобрали голубец влево. Так же он исполняется и в другую сторону, только все, естественно, идет с другой ноги.

ОСТАЛСЯ ПРИТОП – ЭТО УЖ СОВСЕМ ПРОСТО!

   Если вы хотите станцевать краковяк с голубцами, то без притопа не обойдешься. Притоп – это тройное ритмическое переступание. В танце краковяк притоп занимает один такт. Ударьте об пол правой ногой, затем тут же левой и снова правой ("раз", "и", "два") и выдержите паузу на счет "и". При притопе ноги держите рядом и только слегка отрывайте их от пола.
   Теперь можно исполнить краковяк с голубцами. Начало танца останется прежним, то есть четыре па-де-баска, а продвижение на простых шагах заменяется голубцами с притопом. Мальчик с левой ноги (вес тела на правой), а девочке с правой (вес тепа на левой), оставаясь лицом друг к другу, делают два голубца подряд и продвигаются по ходу танца (5-й такт), потом притоп (6-й такт). То же самое обратно, против хода танца, но теперь, как вы сами понимаете, голубцы начнутся с другой ноги (7-й и 8-й такты). Затем вальс (9-й – 16-й такты). Ясно? Приготовились! Начали!