История музыки и музыкальные инструменты стран Востока


К. К. Розеншильд


   Создатели великих древнейших культур – народы Китая, Индии, Египта и других восточных стран – были творцами чудесной музыки, красочной, самобытной, богатой, которая на тысячелетия старше европейской.

   Классические китайские танцы в инструментальном сопровождении.

   Множество прекрасных музыкальных произведений было сложено еще в глубокой древности китайским народом. В знаменитой книге "Шицзин" собраны трудовые, бытовые, обрядовые, лирические песни II–I тысячелетий до н. э. Народная песня в древнем Китае была такой могущественной социальной силой, что цари и императоры учредили особые "музыкальные палаты" для изучения песен: ведь по ним можно было догадываться о настроениях народа. Многие песни, направленные против произвола богачей и гнета чиновников, веками были под запретом. Песня о народном герое Не Чжене, убившем жестокого царя, была так ненавистна властителям Китая, что даже инструментальное исполнение ее мелодии грозило опасностью для исполнителя. Музыка китайских песен по складу одноголосна. В ней преобладает пятиступенный бесполутонный строй. Но нередки мелодии и иного, более разнообразного и сложного строя. Народные песни сложены обычно для высоких голосов, светлы по звучанию. Мелодия их, четкая, узорчатая, изящная по рисунку, движется строго ритмично. Особенно мелодичны напевы лирических песен, они полны большого, сдержанного чувства.
   Китайскому народу принадлежит первенство в создании рифмованного стиха и песни, в разработке теоретических основ музыкального искусства (IX–IV вв. до н. э.).
   Первый в истории человечества музыкальный театр родился в Китае в феодальную эпоху из народных танцев и праздничных игр. Наряду с операми на религиозные темы и сюжеты из придворной жизни было немало таких, которые по духу и по музыке близки народному искусству. Недаром в старом Китае существовал обычай: невинно осужденные на смерть люди по пути к месту казни пели героические песни из любимых народных "опер".

   Хуцинь – китайский струнный смычковый инструмент, род скрипки.

В наши существуют крупнейшие театры Пекинской, Шанхайской и Шаосинской "оперы". В их оригинальных постановках важнейшую роль играет оркестровая музыка. Ею объединено все: напевная речь актеров, их движения и мимика, группировка действующих лиц на сцене, их танцы и виртуозная акробатика. Герои изливают свои чувства по ходу сюжета в мелодичных ариях. Интересно, что сходные переживания, чувства, положения, характеры в различных пьесах выражаются обычно вариантами одних и тех же мелодий. Главные инструменты в оркестре – ударные (гонги, барабаны, чудесные наборы колокольчиков); они придают музыке неповторимый национальный колорит и яркую эмоциональность.

   Пипа – китайский щипковый музыкальный инструмент типа лютни.

   Китайские музыкальные инструменты древни и самобытны. Четырехструнной лютне "пипа", вероятно, дали название в подражание ее негромким, легко рассыпающимся звукам.
   Излюбленный поэтами и философами настольный "цисяньцинь" (или "цинь") издает очень нежные звуки: у него обычно семь шелковых струн. По преданию, великий философ Конфуций (551–479 гг. до н. э.) виртуозно играл на этом инструменте. Есть у китайцев и своя оригинальная народная скрипка – двухструнный "хуцинь" (на юге Китая – "эрху"), на которой играют не так, как наши скрипачи, а продевая волос смычка между струнами. Китайский народ любит и свои духовые инструменты – бамбуковую флейту "сяо" с шестью отверстиями, многоствольную флейту "пайсяо" и знаменитый "шэн", существующий уже тысячелетия. Это инструмент в виде чаши с семнадцатью трубками и бронзовыми язычками, которые колеблются при вдувании воздуха в мундштук. Такое устройство позволяет исполнять на "шэне" музыку многоголосного и аккордового склада. Неяркие нежные краски звучания китайских инструментов выразительно воссоздают и лирические переживания, и изящные музыкальные пейзажи.

   Цисяньцинь – щипковый музыкальный инструмент, разновидность цитры.

   В XX веке стали известными китайские композиторы Си Син-хай, Лю Цзы, Не Эр. "Марш добровольцев" Не Эра сегодня является государственным гимном Китая.
   Классическая музыка Кореи, ее инструментальные жанры, хоровое и сольное пение сложились в далеком прошлом. Под музыку декламировались и поэтические произведения – короткие трехстишия "сичжо". Песни корейского народа близки китайским по пятиступенному строю. Их своеобразные черты – обилие гортанных звуков, дрожащее звучание голоса певцов (вибрато), быстрые и плавные скольжения звуков (глиссандо). Изумительно красивы корейские рыбацкие песни. В их мелодиях слышится движение и плеск волн. Среди своих музыкальных инструментов корейцы особенно любят струнный щипковый "каягым", флейты и разнообразные ударные, сопровождающие замечательные корейские танцы.

   Каягым – корейский многострунный щипковый музыкальный инструмент.

   Становление японской национальной музыки относится к VI–VII вв. Большую роль в ее формировании сыграло проникновение с материка вместе с буддизмом культовой музыки. Начиная с ХVI в. в Японии появляется европейская музыка, но особенно сильным влияние западного искусства на японскую музыкальную жизнь становится во второй половине XIX века. К традиционным японским музыкальным инструментам относятся струнные инструменты сямисэн и кото. При исполнении музыки на японской флейте фуэ отверстия в инструменте закрывают не подушечками пальцев, а фалангами.

   Японские музыкальные инструменты: трехструнный щипковый "ся мисен" и флейта.

   Творец богатейшей музыкальной культуры в Юго-Восточной Азии – народ Индонезии. Очень мелодична индонезийская вокальная музыка. Ее разукрашенные богатым узором широкие напевы пяти- и семиступенного строя оставляют яркое впечатление. Знаменитые народные "гамеланные" оркестры состоят главным образом из ударных: металлофонов, ксилофонов, гонгов, барабанов, трещоток и других, которые сообщают музыке особенно красочное звучание, напряженную эмоциональность, многообразие ритмического рисунка. В представлениях народного театра гамеланы сопровождают сольное и хоровое пение и массовые танцы, которые отличаются необыкновенной красотой.
   В музыке Индии отразилась история народа, его быт, характер, нравы, природа. В музыкальном фольклоре звучат песни крестьян, ремесленников, рыбаков. Многовековое господство религии оказало влияние на все стороны жизни Индии и породило разнообразные формы религиозной музыки (священные гимны, обрядовые песни и др.).

   Гамелан – традиционный индонезийский оркестр и вид инструментального музицирования.

   Не раз пришлось индийскому народу отстаивать родную землю от вторжений захватчиков, бороться против иноземного гнета. Так у разных индийских народностей возникли героические песни и сказы. Странствующие по всей Индии сказители распевали отрывки из легенд "Махабхараты", "Рамаяны".
   Еще в глубокой древности в Индии сложилось множество мелодий различных типов – каждая с определенным ладом, ритмом, интонацией, рисунком. Они получили название "рага" (пробужденное чувство). Каждый рага вызывает у слушателей то или иное настроение или представление о явлениях окружающего. Индийцы различают в их звуках образы птиц, цветов, звезд. Исполнение рага приурочено к определенным временам года, дням, часам. Есть рага, которые поются только во время дождей, есть рага для пения на рассвете, в полдень, вечером.
   Пленительно красивы индийские лирические песни с их разнообразными ритмами и роскошными мелодическими украшениями.
   Музыка тесно связана с классическими танцами всех местных стилей, где воплощаются легенды о героях, раскрываются их настроении и чувства. Танцор "говорящими" движениями истолковывает напев, а музыка дорисовывает образ танца.

   Этот вид рага – индийской классической мелодии – исполняется только в полночь. В руках у женщины – национальный струнный инструмент "вина". Две тыквы на концах корпуса вины служат для усиления ее звучания.

   Индия, подобно Китаю, – одна из колыбелей народного музыкального театра. Его описания встречаются еще в эпосе "Махабхарата". Существовала и древняя мистерия "джатра" с песнями и сопровождением инструментального ансамбля, народный кукольный театр с музыкальным оформлением.
   Огромное влияние на музыкальное искусство страны оказала древняя и новая литература. Великий поэт Тагор писал музыкальные драмы и песни.

   Мридангам – индийский музыкальный инструмент (барабан).

   Индия создала свои музыкальные инструменты. Особенно оригинальны барабаны "мридангам" в форме веретена, барабанчики "табла", в которые бьют ладонями. Индийская манера игры на ударных инструментах настолько виртуозно-тонка и выразительна, что ими нередко сопровождается сольное пение. Красиво звучит струнный смычковый "саранги", окраской звука напоминающий человеческий голос. Но особенно почитают в Индии щипковую семиструнную "вину" с нежным, певучим "серебристым" звучанием.
   С падением колониализма ожило множество народных и классических песен, которые индийский народ хранил в течение веков. Разнообразнее и богаче стала музыкальная жизнь страны, стало развиваться нотопечатание, открывались школы музыки, танца, драмы. В XX веке получили известность композиторы X. Чаттопадхайя, Р. Шанкар, Ш. Чоудхури, создававшие новые песни, оперы, музыку для кино.
   Одна из древних и в прошлом богатых культур Азии – персидская. В средние века она достигла блестящего расцвета. Персидские лирические песни, изукрашенные орнаментальными узорами, славились на весь культурный мир. Персидские народные певцы, сказочники, виртуозы на "кеманче" и "сурне" приобрели известность далеко за пределами своей родины. Гениальные поэты и музыканты Саади, Хафиз и другие пели свои поэтические произведения, аккомпанируя себе на "чанге".
   При шахском дворе состояло много музыкантов, но тяжела была их доля. Великий поэт Фирдоуси запечатлел в поэме "Шахнамэ" поистине страшную картину: царь насмерть затаптывает верблюдом девушку, которая нежной музыкой чуть было не помешала ему на охоте поразить дичь стрелою. После монгольского нашествия персидская музыка вступила в полосу многовекового упадка.

   Египетская арфа. (Изображение, найденное в гробнице Рамзеса IV.)

   В странах Аравийского полуострова и на севере Африки до арабских завоеваний существовали культуры многотысячелетней данности с высокоразвитым музыкальным искусством. Древнейший из всех известных нам нотных памятников человечества принадлежит Вавилону. Это записанная клиновидными знаками музыка хвалебной песни о появлении человека па земле.
   Сирия – родина вдохновенных лирических гимнов, широко популярных и древнем мире. Оттуда родом был знаменитый поэт-музыкант Иоанн Дамаский.
   Египет славился земледельческими и речными "нильскими" песнями, народными действами с музыкой в честь богов Озириса и Изиды. Большого расцвета достигло там инструментальное искусство. Египетская арфа была дугообразной формы, ее струны из пальмового волокна звучали необыкновенно нежно.

   Лютня – старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом.

   Арабская музыка родилась на Аравийском полуострове. Кочевники-бедуины создавали песни погонщиков, песни-восхваления и плачи, песни мести. В Аравии появились первые знаменитые арабские певцы и виртуозы, не имевшие себе равных в игре на "лютне" – щипковом инструменте, впоследствии обошедшем весь культурный мир. Поэзия и музыка у арабов шли рука об руку, совершенствуя друг друга.
   В средние века музыка арабов впитала разнообразные элементы искусства покоренных ими народов, множество их напевов, ладов, жанров. "Рубаи", лирические "газели", короткие "кита" из рифмующихся двустиший, длинные, пышные "касыды" – все они были положены на музыку. Арабская мелодия основана на особом, незнакомом музыкальному искусству Европы 22-ступенном строе. Ее самобытные черты – гибкий, изменчивый ритм, затейливые фигуры которого отбиваются ударными инструментами, богатство импровизаций, гортанный говор певца. В сочетании с великолепными мелодическими узорами это создает впечатление яркой красочности, пылкости чувств.
   Впоследствии турецкое завоевание, а еще позже колониальный гнет (французский, британский и др.) обрекли арабскую музыку на полутысячелетний застой.